ВИНДЕЛЬБАНД



ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11 мая 1848, Потсдам – 22 октября 1915, Гейдельберг) – немецкий философ, основатель Баденской (Фрайбургской) школы неокантианства. Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены, Гёттингена и Берлина. В Берлине защитил диссертацию «Учение о случайности» (1870), габилитировался в 1873. Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870. С 1877 – профессор университета во Фрайбурге, с 1882 – в Страсбург, с 1903 – в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910. Влияние двух учителей Виндельбанда – К.Фишера и Г.Лотце определило два направления его деятельности: исследования историко-философские (наряду с Дильтеем, Виндельбанд – один из наиболее признанных немецких историков философии конца 19 в., его «Истории новой философии» (Geschichte der neueren Philosophie, Bd. 1–2, 1878–80) уже к 1928 выдержали 12 изданий, в два раза чаще переиздавалась «История философии» (Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 1892)) и разработка трансцендентальной философии ценностей, которой Виндельбанд интенсивно занимался, начиная с 1903 г.

Внимание Виндельбанда сосредоточено в основном на практической философии Канта, и свою главную задачу он видит в создании «философии ценностей» (Wertphilosophie), осмысляющей конкретные исторические формы культуры через призму общезначимых ценностей. Решение этой задачи основывается на введенном еще Фр.Брентано различении «суждения» (Urteil) и оценки (Beurteilung). В суждении (напр., «эта вещь – белая») высказывается принадлежность двух содержаний представления друг другу. В оценке («эта вещь – хорошая») – реакция «водящего и чувствующего субъекта» на содержание представления. Грамматическая форма суждений одинакова, однако во втором случае предикат является отношением, указывающим на нечто иное. «Оценка» не расширяет наше познание, но позволяет предположить некое «нормальное» (или «нормативное» – «Normalbewußtsein») сознание: предикат оценочного суждения не заключен в субъекте, он лишь приписывается ему в соответствии с некоторым масштабом – ценностью. «Нормативное сознание» – трансцендентальное сознание вообще, оно обусловливает общезначимость оценок, ценности становятся его коррелятами. (Свою преемственность с философией Канта Виндельбанд усматривает в том, что аналогичным образом относится к «сознанию» и кантовская «вещь в себе». «Вещь в себе», и «ценность» также даны только в их взаимосвязи с сознанием). Трансцендентальное учение о ценностях охватывает у Виндельбанда все традиционные разделы философии – логику, этику, эстетику, которые понимаются как учения о ценностях истинного, благого и прекрасного. В этом он расходится с Марбургской школой неокантианства (Коген, Наторп), видевшей в логике основополагающую дисциплину: у Виндельбанда же логика превращается в «этику мышления»: поскольку для него (как и для Фихте) теоретическое познание является формой практического поведения, он показывает, что практический, ценностный аспект можно обнаружить не только в оценочных, но и в других типах суждений. Поскольку суждение связывает субъект и предикат и тем самым выражает истинностную ценность (Wahrheitswert) этого отношения, то в конечном счете оно указывает на долженствование (Sollen) – на нормы, по которым следует мыслить. Исключением являются суждения вероятностные, где такое заключение не делается.

В работе «История и наука о природе» (1894) Виндельбанд указывает на то, что в процессе классификации и систематизации наук сложилось представление, будто тому или иному предмету соответствует один единственный метод, что плохо согласуется с возможностью предмета быть объектом исследования нескольких наук. Считая неудачным разделение наук на «науки о духе» и «науки о природе» (в такую классификацию не укладывается, напр., психология), Виндельбанд предложил разделить их не по предмету исследования, а по методу и их специфическим познавательным целям. Он выделил науки, занимающиеся отысканием общих законов – «номотетические» (от греч. «νόμος» – закон) и «идиографические», описывающие индивидуальные, неповторимые события. Методы эти несводимы друг к другу, но ни одна наука не может ограничиться лишь одним из них: естествознание, напр., может пользоваться не только номотетическими методами (систематическое естествознание), но и идиографическими методами (исторические науки о природе). История и наука о культуре принадлежат в основном к идиографическим дисциплинам (историческое событие всегда уникально), однако и единичное историческое событие может быть понято только в контексте общих представлений об истории. «Историческим фактом» может считаться только то, что имеет «значение», критерий же для определения значения того или иного события может дать только система общезначимых ценностей. Усилия Виндельбанда по созданию систематической философии («тот, кто желает говорить о философских вещах философски, должен занять по отношению к ним позицию как к целому») были продолжены затем его учеником Риккертом. Этическая проблематика Виндельбанда оказала влияние на становление неофихтеанства, а его систематизирующие работы последних лет – на появление неогегельянства («Обновление гегельянства», 1910).


Сочинения:

1.  Präludien. Aufsätze und Reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 1884, 4 Aufl., Bd. 1–2. Tub., 1911;

2.  Geschichte der abendländischen Philosophie im Altertum, 1888;

3.  Platon, 1900, 7 Aufl., 1923;

4.  Über Willensfreiheit. Tub., 1904;

5.  в рус. пер.: История древней философии. СПб., 1983;

6.  Прелюдии. СПб., 1904;

7.  О свободе воли. М., 1905;

8.  Платон, 4 изд. СПб., 1909, Киев, 1997;

9.  Философия в нем. духовной жизни XIX столетия. М., 1910;

10.  От Канта до Ницше. СПб., 1913; М., 1997;

11.  Дух и история. Избр. работы. М., 1996.


Литература:

1.   Rickert H.W. Windelband, 2 Aufl. Tüb., 1929.

И.А.Михайлов