Библиографическое описание:
Солопова М.А. ГОМЕОМЕРИЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 281-282.


ГОМЕОМЕРИЯ (ὁμοιομέρεια, от ὅμοιος, подобный, и μέρος, часть), мн. ч. гомеомерии, «подобочастные», допустимы толкования: «то, часть чего по­добна целому» и «то, части чего подобны друг другу».

Анаксагор. В перипатетической доксографии и зависимой от нее тра­диции термином «гомеомерии» передавали анаксагоровский термин «се­мена» – мельчайшие телесные первоначала, пребывавшие «все вместе» в первичной материальной смеси, из которой «ни с чем не смешанный» Ум создал космос. Гомеомерии – обладающие качеством субстанции, не­уничтожимые, их число бесконечно, при этом они бесконечно делимы. Стандартный пример гомеомерий: вода, огонь, золото (DK59 B 41 = Simpl. In Phys. 27, 2сл.), т. е. «то, часть чего подобна целому» (Jo. Philop. In Phys. 24, 25). Из гомеомерий состоят все тела – то или иное называется опреде­ленным именем (напр., золотом) условно, потому что в нем процентное со­держание золота больше, чем других веществ-гомеомерий. Каждая гомео­мерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи, так что гомеомерии оказываются «бесконечно число раз бесконечны», B 45 = Simpl. In Phys. 460, 4. Гомеомериями начала Анаксагора впервые назвал Аристотель (B 43 = Arist. Met. 984a11сл.). Лукреций, излагая теорию Анаксагора, как пример гомеомерий приводит не только золото, огонь, землю, но и органические ткани: кости, мышцы, кровь (B 44 = Lucr. I, 830), что учитывает собственно аристотелевский контекст словоупотребления. Ученик Анаксагора Архелай воспринял его учение о мельчайших семенах, и в доксографии ему также было приписано использование этого термина (ср. DK60 B 5 apud Simpl. In Phys.; B 10 apud Aug. Civ. D.; по Августину, Архелай говорил о частицах, «подобных между собой», de particulis inter se similibus, т. е. гомеомериях).

Аристотель. В физике Аристотеля «подобочастными» именовались однородные вещества, у которых любые части подобны по своим качест­вам друг другу и целому. Гомеомерии (подобочастные) занимают положе­ние посередине между элементами и «неподобочастными» органами (жи­вотных и растений). К «подобочастным» Аристотель относил органические ткани (напр., мясо, кости, кровь, жир, древесину и т. д.), а также металлы (медь, золото, олово и т. д.), однородные минералы и жидкости – перечень «подобочастных» содержится в «Метеорологии» (IV, 10). Неподобочастные состоят из подобочастных (они – материя неподобочастных органов); мате­рией подобочастных являются сухое и влажное, движущим началом – теп­лое и холодное.
В последующей истории термина «подобочастные тела» важны меди­цинские контексты его употребления (сотни раз у Галена, Орибасия и др.). Гален широко использует термин «подобочастные» в аристотелевском зна­чении – однородные тела, занимающие положение среднее между элемента­ми и органами (Qu. opt. med., t. 1, p. 60, 4), – принимая во внимание из спи­ска подобочастных те, которые имеют отношение к живому организму. Для врача гомеомерии образуют предел применения его искусства (в живом су­ществе как объекты медицины выделяются подобочастные, органы и тело в целом). Подобочастные (кости, жилы, вены, артерии, кровь, «соки» и пр.) узнаются «из анатомирования» (De constit. artis med., t. 1, p. 231, 16).

У Клавдия Птолемея в «Альмагесте» и у Теона Александрийского, ав­тора комментария к «Альмагесту», подобочастным телом назван божест­венный эфир, которому из объемных подобочастных фигур соответствует шар, – на этом тезисе у Птолемея строится доказательство шарообразно­сти небесных тел (эфир «должен быть связан с подобочастной фигурой... а для объемных фигур таков шар, ибо он охватывается единой подобной ему плоскостью. Поскольку эфир относится не к плоскостям, а к объемам, он должен быть шарообразен», Ptolem. Synt. math. I, 1, 14; Theon Alex. In Synt. math. 379, 16–26. Т. обр., натурфилософская терминология Аристотеля и Анаксагора о подобочастном строении некоторых веществ была усвоена в математических трудах, где описывались сущности нетелесные (плоско­сти, линии), – для уточнения известных терминов «подобие» и «подобное». Неоплатоник Прокл в комментарии к «Началам» Евклида пользуется терми­ном «подобочастная линия» (ὁμοιομερής γραμμή), которого нет у Евклида. «Подобочастны» такие линии, в которых все части совпадают (ἐφαρμόζοντα), их виды: прямая, окружность и цилиндрическая спираль (Procl. In Eucl. I, 201, 25); цилиндрическая спираль во всех частях подобочастно (ὁμοιομερῶς) совпадает сама с собой (Procl. In Eucl. I, 105, 4).

Порфирий попытался сделать следующий шаг в продвижении термина по онтологической шкале (тело/плоскость/линия) и использовал прилага­тельное «подобочастный» при описании свойств бестелесного умопости­гаемого бытия (ἡ νοερὰ οὐσία), см.: Porph. Sent. 22: «Умное бытие подо­бочастно... во всецелом уме все содержится всецело, даже отдельное, а в отдельном – все по отдельности». В комментарии к «Тимею» подобочаст­ной названа мировая душа, которую создает Демиург путем слияния то­ждественного, иного и сущности (In Tim. II, fr. 64. 13; II, fr. 71). Однако последующими платониками старый натурфилософский термин «подобо­частный» даже как метафора не был востребован для описания умопости­гаемого мира (однако ср.: Damasc. In Parm. 144, 14).

М. А. СОЛОПОВА