Электронная библиотека ИФ РАН
»
Антология отрывков философских текстов
»
Алфавитный указатель
Алфавитный указатель
Описание
Алфавитный указатель
Указатель по текстам
Указатель по философам
тексты
названия
книги
философы
все поля
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
э
я
О "совратимом и изменчивом бытии" сотворённых разумных существ
(
Ориген
)
О безымянности и многоимённости Бога
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О бесконечных мирах
(Пьер
Гассенди
)
О благе
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
...о благе, или Едином...
(
Плотин
)
О Боге
(Франсуа Мари
Вольтер
)
О божественной Премудрости и о знании Бога
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О божественном единстве и различии
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О божественном предзнании и предопределении: "предзнание необходимости будущего или необходимость, заключённая в самом будущем, предузнанная Провидением?"
(Аниций Манлий Северин
Боэций
)
О божественных и человеческих законах
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О Великом и Малом.
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О величии Божием и о том, что создание его, человек, должен стремится к Нему и в Нём находить покой
(Аврелий
Августин
)
О взаимоотношении церковной и государственной власти
(Томас
Гоббс
)
О вкусе
(Томас
Рид
)
О влиянии моды и обычая
(Адам
Смит
)
О внешнем и внутреннем человеке
(
Мейстер Экхарт
)
О военном деле
(Томас
Мор
)
О воздаянии
(
Ориген
)
О возникновении и уничтожении
(Иоанн
Дунс Скот
)
О воспитании
(Клод Адриан
Гельвеций
)
О воссоединении Единого в боге и в "основе души"
(
Мейстер Экхарт
)
О восстановлении телесной субстанции в её первоначальное состояние
(
Ориген
)
...о всецелом слиянии...
(
Плотин
)
О гражданском рабстве
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О грехе и злой воле
(Пьер
Абеляр
)
О двух Градах, составленных из двух родов: живущих по плоти и духу
(Аврелий
Августин
)
О Декарте и Ньютоне
(Франсуа Мари
Вольтер
)
О доходах государства
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О духовном теле
(
Ориген
)
О душе и о том, как она соединена с телом
(Франсуа Мари
Вольтер
)
О единородном Сыне Божьим, именуемом Премудростью
(
Ориген
)
О единородном Сыне Божьим, от Отца получающем своё бытие, но без всякого начала
(
Ориген
)
О законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве
(Джон
Локк
)
О защитниках рабства и тирании
(Джон
Локк
)
О здравом смысле
(Клод Адриан
Гельвеций
)
О Зле: Зло не происходит от Добра..."
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О злоупотреблении абстрактными системами
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
О знании чувственно пережитого и вере в переданный словами чужой опыт
(Аврелий
Августин
)
О конце или гибели мира
(Пьер
Гассенди
)
О ложных религиях
(Клод Адриан
Гельвеций
)
О материи и форме
(Иоанн
Дунс Скот
)
О методе
(Джамбатиста
Вико
)
О многообразии наук
(
Фома Аквинский
)
О мудрости вообще
(Джамбатиста
Вико
)
О мудрости древних
(Фрэнсис
Бэкон
)
О НАРОДЕ
(Жан-Жак
Руссо
)
О начале твари
(
Ориген
)
О неведении Бога, Его предельности для Самого Себя и беспредельности для твари
(Иоанн Скот
Эриугена
)
О необходимости изложения учения о свободе воли
(
Ориген
)
О нераздельности в Боге его бытия и воли, божественной сути и её воплощения
(Иоанн Скот
Эриугена
)
О несовершенстве слов
(Джон
Локк
)
О несостоятельности утверждения относительно единства интеллекта у всех людей
(
Фома Аквинский
)
О первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным
(Иммануил
Кант
)
О познаваемости Бога
(Уильям
Оккам
)
О Покое, Движении, Равенстве
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О понимании и осмыслении как познании вещей, созерцаемых во внутреннем свете истины
(Аврелий
Августин
)
О понятиях "время" и "вечность": их соотношение и содержание
(
Фома Аквинский
)
О пороке души, влияющем на нравы
(Пьер
Абеляр
)
О пороке и грехе как презрении Бога
(Пьер
Абеляр
)
О постулатах чистого практического разума вообще
(Иммануил
Кант
)
О предназначении Бога
(Иоанн Скот
Эриугена
)
О преимуществах монархического образа правления
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О преимуществах опытной науки
(Роджер
Бэкон
)
О ПРЕКРАСНОМ
(Томас
Рид
)
О ПРИЗНАКАХ ХОРОШЕГО ПРАВЛЕНИЯ
(Жан-Жак
Руссо
)
О природе денег
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О природе зла
(Аврелий
Августин
)
О природе и различных видах умозаключения
(Антуан
Арно
)
О природе телесной материи
(
Ориген
)
О природе человеческого ума и о том, будто эту природу нам легче познать, чем природу тела
(Пьер
Гассенди
)
О причинах движения вещей
(
Ориген
)
О причинах приверженности к той или другой религии
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О причинах, по которым мы одобряем или порицаем самих себя
(Адам
Смит
)
О причинности познания единичных вещей
(Уильям
Оккам
)
...о происхождении порядка существ, которые следуют после первого
(
Плотин
)
О происхождении честолюбия и об отличии званий
(Адам
Смит
)
О проклятии первородного греха
(Пьер
Абеляр
)
О простых идеях
(Джон
Локк
)
О различении Бога и божества как "дела и делания" и остремлении "возвратиться в глубину и основание божества"
(
Мейстер Экхарт
)
О различие между Богом и абсолютным пространством
(Джордж
Беркли
)
О различии в творении божественном и человеческом
(Аврелий
Августин
)
О различии между народами в отношении мужества
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О разложении монархического принципа
(Шарль Луи
Монтескьё
)
О разнообразных формах познания, которые зависят не от природы познаваемого, а от природы познающего
(Аниций Манлий Северин
Боэций
)
О разных смыслах одних и тех же слов как следствии фигуративности речи, или о двуосмысленности слова (aequivocatio vocis)
(Пьер
Абеляр
)
О свойствах субстанции, отличительных признаках её и о отом, как они сказываются в определении субстанции
(Пьер
Абеляр
)
О связи, или ассоциации, идей
(Давид
Юм
)
О себялюбии
(Клод Адриан
Гельвеций
)
О симпатии
(Адам
Смит
)
О СИСТЕМЕ БЕРКЛИ "ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАШИХ ЗНАНИЙ"
(Анн Робер Жак
Тюрго
)
О словах в соотношении с предложениями
(Антуан
Арно
)
О словах как внешнем побудителе к внутреннему познанию
(Аврелий
Августин
)
О сложных идеях
(Джон
Локк
)
О Совершенном и Едином
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О сокровеннейшей глубине
(
Мейстер Экхарт
)
О солнечном свете как образе Благости
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О соотношении родовых и индивидуальных оснований
(
Фома Аквинский
)
О способе отличения явлений реальных от воображаемых
(Готфрид Вильгельм
Лейбниц
)
О способности, называемой активным интеллектом
(
Фома Аквинский
)
О страхе смерти
(Блез
Паскаль
)
О субстанции и модусах
(Антуан
Арно
)
О Сущем
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О существовании трёх времён: настоящего прошедшего, настоящего настоящего и настоящегобудущего
(Аврелий
Августин
)
...о сущности души...
(
Плотин
)
...о сущности души...
(
Плотин
)
О терминах
(Уильям
Оккам
)
О термине в строгом смысле слова
(Уильям
Оккам
)
О терминологии бытия: следует различать "бытие" и "то, что есть"
(Аниций Манлий Северин
Боэций
)
О Том же, Другом и Подобном
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О том что математика относится к знаниям такого рода, с которого начинается путь познания
(Роджер
Бэкон
)
О том, "что в уме есть нечто (такое), что не мыслится как существующее"
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, "что ничем из умственного не является, превосходя его, Причина всего умственного"
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О том, "что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О том, в каком смысле наименование Премудрости должно понимать Словом Божьим
(
Ориген
)
О том, как мы должны судить о будущих событиях
(Антуан
Арно
)
О том, как мы познаём Бога
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
О том, каким образом "причина универсальности имени" есть "множество самих вещей" и отом, что "универсльностью, которую вещь придаёт слову, сама по себе вещь не обладает"
(Пьер
Абеляр
)
О том, каким образом истинное "в своем исходном смысле находится в интеллекте"
(
Фома Аквинский
)
О том, каким образом материя ограничена формой, а форма - материей
(
Фома Аквинский
)
О том, можно ли одновременно представить себе существующее несуществующим и наоборот?
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, почему необходимо отрешиться от всех вещей и не постигать их створённость
(
Мейстер Экхарт
)
О том, почему порочные люди, избежавшие справедливого наказания, несчастнее тех, кто наказан по справедливости
(Аниций Манлий Северин
Боэций
)
О том, что "в божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называли идеями или образцовыми формами в уме Бога"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "в человеке чувственная, умопостигающая и вегетативная душа совпадают"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "всякй, кто отрицает существование того, больше чего нельзя себе представить, [...] мыслит и представляет себе отрицание, делаемое им самим"
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что "всяческое зло может быть возведено к некоторой благой причине, из которой зло проистекает акцидентальным образом"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "главная особенность субстанции... втом, что, будучи одной и той же по числу, она способна принимать противоположности..."
(Пьер
Абеляр
)
О том, что "душа должна стать неизменней, чем "Ничто""
(
Мейстер Экхарт
)
О том, что "душа, которая есть первое начало жизни, есть не тело, но акт тела"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "зло по-разному имеет причину недостаточности в вещах произвольных, с одной стороны, и природных - с другой"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "индивидуация умопостигающего начала, равно как и формы, через которую это начало постигает, не исключает постижения общих понятий"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "интеллект...есть форма человеческого тела"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "легче доказать то, что каким-то образом мыслится, чем то, что никак"
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что "начало интеллектуальной деятельности, которое мы именуем человеческой душой, есть некоторое бестелесное и самосущее начало"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "никакую естественную телесную усладу не стоит причислять к греху"
(Пьер
Абеляр
)
О том, что "познание любого познающего получает свои пределы от модуса формы"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "Священное учение есть наука", и о том, что "природа наук бывает двоякой"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "сила Бога не может быть познана во всей своей полноте из познания чувственно воспринимаемых вещей"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "субстанциальная форма [душа] наделяет должной степенью совершенства не только целое, но и каждую из частей"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "теология может взять нечто от философских дисциплин", дабы повысить доходчивость (для человека) "преподаваемых ею положений"
(
Фома Аквинский
)
О том, что "то, больше чего нельзя помыслить" существует и в мысли, и в реальности
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что "универсалии никоим образом не субстанции"
(Уильям
Оккам
)
О том, что "универсалия - это слово, которое в силу своей способности легко сказывается о множестве единичностей", и о единообразном словесном обозначении
(Пьер
Абеляр
)
О том, что "чистая отрешённость" покоится на высшем состоянии, "чистом ничто", то есть цель отрешённости - достижение "чистого ничто"
(
Мейстер Экхарт
)
О том, что "чтобы какое-либо акцидентальное устроение посредствовало между телом и душой, как вообще между субстанциальной формой и ее материей"
(
Фома Аквинский
)
О том, что благодеяние состоит в благом намерении
(Пьер
Абеляр
)
О том, что Бог "должен излиться всею силой Своей в каждого человека, дошедшего до глубины [своей души] и ставшего перед Богом и перед всеми творениями "ничем"
(
Мейстер Экхарт
)
О том, что Бога должно считать не телом, но всецелым умом
(
Ориген
)
О том, что Бога нельзя представить себе несуществующим
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что в человеке присутствует только одна субстанциальная форма - умопостигающая душа
(
Фома Аквинский
)
О том, что величины велики через нечто одно
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что внешние объекты действительно существуют
(Франсуа Мари
Вольтер
)
О том, что все вещи существуют благодаря одной причине их бытия, существующей самой по себе
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что все философское знание приобретается благодаря применению математики
(Роджер
Бэкон
)
О том, что всякая вещь блага, и хотя блага различны, единообразны они в том, что приносят пользу
(
Ансельм Кентерберийский
)
О том, что для рождения Слова в "глубине души" необходимо "освобождение [отрешение] от всех вещей, от всех образов"
(
Мейстер Экхарт
)
О том, что доказательство бытия Бога возможно, если исходить из анализа определенных аспектов материального мира
(
Фома Аквинский
)
О том, что достижение человеком блаженства возможно только при соединении Бога с "самой основой" человеческой души, где Он "действует без всякого средства, образа и подобия"
(
Мейстер Экхарт
)
О том, что душа обнаруживает свои пороки и о том, что Бог знает лекарства для каждой души
(
Ориген
)
О том, что душа, как "форма некоторой материи", имеет две возможности познания и о том, что "познание самого субстанциального бытия свойственно лишь интеллекту Бога"
(
Фома Аквинский
)
О том, что зло не могло быть сотворено Богом
(Аврелий
Августин
)
О том, что истинный авторитет не противоречит истинному разуму
(Иоанн Скот
Эриугена
)
О том, что математика наука самая легкая из всех, и даже "самые грубые духовные лица способны [ее] изучить"
(Роджер
Бэкон
)
О том, что мы называем "этим миром"
(
Ориген
)
О том, что мы называем нравами
(Пьер
Абеляр
)
О ТОМ, ЧТО ОБЩАЯ ВОЛЯ НЕРАЗРУШИМА
(Жан-Жак
Руссо
)
О том, что одни и те же взгляды кажутся истинными или ложными в зависимости от того, заинтересавны ли мы считать их теми или иными
(Клод Адриан
Гельвеций
)
О том, что опытная наука может доставлять истины в области других наук, истины, к которым эти науки сами прийти не могут
(Роджер
Бэкон
)
О том, что опытная наука способна "выведывать" тайны природы "собственными силами"
(Роджер
Бэкон
)
О том, что предмет мысли един, "независимо от того, один ли интеллект, или же интеллектов множество"
(
Фома Аквинский
)
О том, что силой разума человек может управлять своими природными влечениями
(
Ориген
)
О том, что существуют два вида знания (абстрагированное и интуитивное) и о том, что "абстрагированное знание можно понимать двояко"
(Уильям
Оккам
)
О том, что сущность зла заключена в отступлении от блага
(
Фома Аквинский
)
О том, что только Бог может быть бесконечным безусловно, все остальное же - бесконечным условно
(
Фома Аквинский
)
О том, что у Бога нет акцинденций
(Иоанн Скот
Эриугена
)
О том, что умственной природе свойственно познавать и быть познаваемой
(
Ориген
)
О том, что универсальные имена "составляют субстанции тех вещей, для котрых они - общее, либо же благодаря переносным значениям они означают вещи, образующие другие вещи"
(Пьер
Абеляр
)
О том, что философские дисциплины, получающие свое знание от разума, должны быть дополнены "наукой, Священной и основанной на Откровении".
(
Фома Аквинский
)
О том, что хотя "внешние воздействия на нас вне нашей власти", но от нашего разума зависит, как оценивать и как ими пользоваться
(
Ориген
)
О том, что через отрешённость человек обретает качества (чистоту, простоту, неизменяемость), которые наиболее определяют его подобие с Богом
(
Мейстер Экхарт
)
...о трёх первых началах или субстанциях...
(
Плотин
)
О тщете законов
(Блез
Паскаль
)
О философии вообще
(Пьер
Гассенди
)
О человеке внешнем и внутреннем
(
Эразм Роттердамский
)
О человеческом рабстве
(Бенедикт
Спиноза
)
О четверояком разделении природы и её формах
(Иоанн Скот
Эриугена
)
О четырех "великих науках, без которых нельзя...иметь знания о вещах"
(Роджер
Бэкон
)
О ясности и отчетливости идей и об их темноте и смутности
(Антуан
Арно
)
Об абстрагированном знании
(Уильям
Оккам
)
Об абстрактном человеке и человеке реальном
(Дени
Дидро
)
Об апофатике и катафатике, или об именовании Бога
(Иоанн Скот
Эриугена
)
Об изменчивости истины: соотношение вещи и интеллекта
(
Фома Аквинский
)
Об изучении наук божественных и человеческих
(Флавий Магн Аврелий
Кассиодор
)
Об интуитивном знании
(Уильям
Оккам
)
Об искажении наших нравственных чувств привычкой восхищаться богатыми и знатными людьми
(Адам
Смит
)
Об истине вообще
(Готфрид Вильгельм
Лейбниц
)
Об истине и лжи.
(Фрэнсис
Бэкон
)
...об исторжении...
(
Плотин
)
Об определении: силою слов не всегда открывается смысл говорящего
(Аврелий
Августин
)
Об отцовской, политической и деспотической власти
(Джон
Локк
)
Об уме самом по себе
(Клод Адриан
Гельвеций
)
Об умственном свете
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
Об универсалиях: два вида универсалий
(Уильям
Оккам
)
ОБ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУКЕ, ИЛИ ФИЛОСОФСКОМ ИСЧИСЛЕНИИ
(Готфрид Вильгельм
Лейбниц
)
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
(Жан-Жак
Руссо
)
Обоснование возможности прогресса человека - цель философии
(Николя де
Кондорсе
)
Обоснование того, что предначертанное провидением к появлению в будущем не содержит в себе прирродной необходимости
(Аниций Манлий Северин
Боэций
)
Образ и схема
(Иммануил
Кант
)
Образование государства
(Джамбатиста
Вико
)
Общая дедукция трансцендентального идеализма
(Фридрих Вильгельм Йозеф фон
Шеллинг
)
Общая характеристика науки логики.
(
Аристотель
)
Общее всему человечеству чувство
(Давид
Юм
)
Общественная полезность и нравственность
(Давид
Юм
)
Общественное благо
(Френсис
Хатчесон
)
Общественное благо
(Адам
Смит
)
Общественный договор
(Жан-Жак
Руссо
)
Общие законы
(Френсис
Хатчесон
)
Общие идеи
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
ОБЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И РАЗЛИЧНЫЕ МЫСЛИ
(Анн Робер Жак
Тюрго
)
Общие, частные, единичные идеи
(Антуан
Арно
)
Общий дух народа
(Шарль Луи
Монтескьё
)
Общность жен
(Томазо
Кампанелла
)
Общность имущества и любовь к общине
(Томазо
Кампанелла
)
Объективность мыслимого состоит в ограничении свободы мышления
(Иоганн Готлиб
Фихте
)
Объяснение восприемницы: отсутствие каких-либо предпочтительных форм обеспечивает одинаковую способность к восприятию любых форм
(
Платон
)
Обычай не образует никакого нового чувства
(Френсис
Хатчесон
)
...обычаю надобно следовать, потому что он - обычай, а вовсе не потому, что он разумен или справедлив...
(Блез
Паскаль
)
Обязанности суверена
(Томас
Гоббс
)
Одна и та же человеческая природа
(Иоганн Готфрид
Гердер
)
Одобрение и порицание
(Адам
Смит
)
...определение времени...
(
Плотин
)
Определение души
(
Аристотель
)
Определение знания Бога как знания нескончаемого настоящего
(Аниций Манлий Северин
Боэций
)
Определение и доказательство
(Томас
Гоббс
)
Определение сути бытия вещи
(
Аристотель
)
Определения (субстанция, атрибут, модус)
(Бенедикт
Спиноза
)
Опровержение гипотезы о стихийности и бесцельности: 1. регулярность природных явлений исключает случайность.
(
Аристотель
)
Опровержение гипотезы о стихийности и бесцельности: 2. аналогия между природой и человеческой деятельностью.
(
Аристотель
)
Опровержение гипотезы о стихийности и бесцельности: 3. аналогия между ошибками человека и природы.
(
Аристотель
)
Опровержение идеализма
(Иммануил
Кант
)
Опыт и разум - единственные судьи моих принципов
(Клод Адриан
Гельвеций
)
"Опыт" Локка
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
...организованная материя наделена началом движения, которое одно только и отличает ее от неорганизованной...
(Жюльен Офрэ де
Ламетри
)
...организованная материя наделена началом движения, которое одно только и отличает ее от неорганизованной...
(Жюльен Офрэ де
Ламетри
)
Органическое строение предрасполагает человека к способности разума
(Иоганн
Гербарт
)
Органы чувств и представления
(Томас
Гоббс
)
Осквернённая душа причастна телесному; чистая душа свободна от тела; истинная философия - подготовка к смерти
(
Платон
)
Основа собственности
(Френсис
Хатчесон
)
Основа философии Спинозы
(Франсуа Мари
Вольтер
)
Основание власти - воображение
(Блез
Паскаль
)
Основной закон чистого практического разума
(Иммануил
Кант
)
Осязание и зрение
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
Осязание и зрение
(Джон
Локк
)
От скептицизма к здравому смыслу
(Джордж
Беркли
)
Отвлечённые науки и самопознание
(Блез
Паскаль
)
Открытие собственного тела
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
откуда я приобрел способность мыслить о чем-нибудь более совершенном, чем я сам?
(Рене
Декарт
)
Отличие метафизики от других наук
(
Аристотель
)
Отмена частной собственности
(Томас
Мор
)
Отношение знака и обозначаемой вещи
(Джордж
Беркли
)
Отрешённость как основоной принцип, благодаря которому "я могу привести к себе Бога", "чтобы Бог и я стали одно"
(
Мейстер Экхарт
)
Отрешённость, которая выше любви, соединяет душу с Богом
(
Мейстер Экхарт
)
Отъятие всего сущего как способ восхождения к Первопричине
(
Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
)
Очевидность как критерий
(
Эпикур
)
Очень немногие добродетели дают работу людям, и поэтому они могут сделать народ добрым, но они никогда не сделают его великим
(Бернард
Мандевиль
)
Ошибки чувства
(Клод Адриан
Гельвеций
)
Ощущение - восприятие формы без материи.
(
Аристотель
)
Ощущение как неотъемлемое свойство души
(
Аристотель
)
Ощущение на основании которого душа открывает, что она обладает телом
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
Ощущение, заставляющее думать
(Этьенн Бонно де
Кондильяк
)
Ощущения и идеи
(Давид
Гартли
)