Вывод 1. Если число простых идей, которые составляют одну сложную, будет очень велико, то может случиться так, что покажется, будто указанная сложная идея не имеет никакого отношения к этим ее составляющим частям и к тем внешним чувствам, в которых были запечатлены первоначальные ощущения, породившие [простые] идеи, из которых состоит сложная. Причина этого состоит в том, что каждая отдельная идея подавляется суммой всех остальных, как только все они оказываются тесно связаны. Так, в очень сложных лекарствах различные вкусы и запахи отдельных компонентов теряются и подавляются одним сложным вкусом и запахом всей массы, так что эта масса приобретает собственный вкус и запах, который представляется простым и непроизводным и похож на запах природного тела. Таким же образом невежды полагают, что белый цвет есть самый простой и несложный из всех цветов, в то время как он возникает в действительности из определенного отношения семи основных цветов, обладающих различными собственными оттенками или степенями. Вернемся к вышеупомянутой иллюстрации, взятой из языка: лица, не владеющие искусством чтения и письма, даже вообще не представляют себе, что огромное разнообразие сложных слов языков может быть при помощи анализа сведено к нескольким простым звукам.
Вывод II. Следовательно, можно надеяться, что, развивая и совершенствуя учение об ассоциации идей, мы иногда сможем при помощи анализа разложить все огромное разнообразие сложных идей, известных под названием идеи рефлексии, и интеллектуальные идеи на простые составляющие части, т. е. на простые идеи ощущения, из которых они состоят. Это будет во многом аналогично искусству письма и разложению цвета солнечного света или природных тел на основные цвета, его составляющие. Сложные идеи, о которых я здесь говорю, обычно возбуждаются словами или видимыми предметами, но они также связаны с другими внешними впечатлениями и зависят от них как от символов.