Нам следует восхищаться атрибутами Бога, сопряженными с единством Его сущности, и атрибутами Бога, сопряженными с различием Его Лиц, не только как они суть сами в себе, но и в сопоставлении с неизъяснимым чудом соединения бога и человека в единой личности Христа.
5. Ты подобен одному из Херувимов, созерцая существенные атрибуты Бога и изумляясь, что Божественное бытие есть первое, но и последнее; вечное, но и всегда настоящее; абсолютно простое, но и величайшее или беспредельное; все как целое присутствующее повсюду, но и ничем не охватываемое; актуальнейшее, но и недвижимое, наисовершеннейшее, без какого бы то ни было избытка или недостатка, однако безмерное и безгранично неопределенное; всецело единое, но и всеобъемлюще многообразное, ибо оно все содержит в себе, как все-могущество, все-истина, все-благо. И вот если ты [как бы] один из Херувимов, то смотри на очистилище и изумляйся. Ибо в Нем [Христе] Первоначало объединено с тем, что было [сотворено] последним; Бог — с человеком, созданным в шестой день; вечность — с человеком, существующим во времени, по исполнении сроков рожденным от Девы; простейшее — с самым сложным; чистый акт — с наиболее подверженным страданию и смертным; наисовершеннейшее и безмерное — с малым и незначительным; всецело единое и то, что есть все во всем, — с составным и отличным от всех остальных, индивидуальным человеком: Иисусом Христом.
6. Или ты подобен другому Херувиму, созерцая атрибуты, присущие Лицам, и изумляясь, как способность сообщать себя [другому] может совмещаться с особенными свойствами, единосущие — с множественностью, единообразие — с различием [своеобразием] Лиц, равенство — с порядком, со-вечность — с порождением, со-пре-бывание [друг в друге] — с изведснием из себя, ибо Сын послан Отцом, а Святой Дух исходит от Обоих, хотя всегда пребывает с Ними и никогда не отходит от Них. И вот если ты как бы другой Херувим, то смотри на очистилище и изумляйся. Ибо в Христе единство личности сосуществует с триипостасносгью субстанции и двойственностью природы; полное согласие сосуществует с множественностью воли; единое именование Его Богочеловеком — с многообразием свойств; единое поклонение — с множеством достоинств; единое прославление, возвеличение превыше всего — с множественностью степеней [величия], единое господство — с множественностью могущества.
7. Этим рассмотрением завершается просвещение ума, именно когда он созерцает человека, созданного, как в шестой день. по образу Бога (см. Быт, 1,26). Коль скоро образ есть явленное подобие, то когда наш ум во Христе, Сыне Божием, Кто есть по природе образ Бога невидимого, созерцает нашу собственную человечность, столь чудесно возвеличенную и столь несказанно соединенную с божественным; и когда он видит одновременно в одном и том же первое и последнее, высшее и низшее, окружность и центр. Альфу и Омегу, причиненное и причину. Творца и творение, т.е. "свиток, исписанный внутри и снаружи" (Иезек. 2, 10), — тогда наш ум достигает наконец, совершенного объекта. Здесь, на шестой ступени, как в шестой день, он достигает с Божьей помощью совершенного просвещения. И нет ничего большего, нежели этот день покоя, когда, выходя из себя в экстазе, человеческий ум оставляет всякое усмотрение, находя упокоение "от всех дел, которые делал" (Быт. 2, 2).