Но ведь понятие без созерцания пусто. И самосознание, и чувственное созерцание, и понятие - все они, взятые в их отдельности суть не представления, а только то, благодаря чему представления становятся возможными. По Канту, по Шульцу, по-моему, для полного представления требуются три условия: то, благодаря чему представление относится к объекту и становится представлением о чем-нибудь и что мы единогласно называем чувственным созерцанием (дело обстоит так же и в том случае, если я сам - объект представления; я делаюсь сам для себя устойчивым во времени); то, благодаря чему оно относится к субъекту и становится моим представлением и что у Канта и у Шульца не должно называться созерцанием, мною же названо так, ибо оно стоит в том же отношении к законченному представлению, что и чувственное созерцание; и, наконец, то, благодаря чему и то, и другое соединяются вместе и лишь в этом соединении становятся представлением, и что мы опять-таки единогласно называем понятием. И вообще, каково же, в двух словах, содержание наукоучения? Оно таково:
разум абсолютно самостоятелен; он есть только для себя;
но для себя он есть также только он. Поэтому все, что он есть, должно быть обосновано в нем же самом и объяснено из него самого, а не из чего-либо вне его, до чего он не может дойти как внешнего себе, не отказываясь от самого себя. Короче говоря, наукоучение есть трансцендентальный идеализм.