Ассоциации идей

Френсис Хатчесон
Francis Hutcheson
Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. (1725)


В жизни встречается много лиц, которые с первого взгляда вызывают, скорее всего, неприязнь, но обычно не из-за какого-то определенного уродства, которое само по себе вызывает определенное неудовольствие, а либо из-за отсутствия ожидаемой красоты, либо - гораздо чаще - из-за того, что они несут на себе какие-то естественные признаки морально низких наклонностей, способность различать которые в выражениях лиц, внешнем виде, жестах мы все приобретаем. Это не вызывается какой-либо формой, определенно внушающей отвращение, что становится ясным из следующего. Если после длительного знакомства мы определенно обнаружим мягкость характера, человечность и веселость, то эта телесная форма не вызывает у нас отвращения или неудовольствия, хотя и не меняется; в то время как если бы что-либо было от природы неприятным или служило внешней причиной неудовольствия или определенного отвращения, то оно и продолжало бы таковым оставаться, даже если бы отвращение, которое мы могли к нему питать, было перевешено другими соображениями. Некоторые предметы возбуждают в нас ужас, который является лишь следствием страха за нас самих или сострадания по отношению к другим, когда либо разум, либо какая-нибудь глупая ассоциация идей, а никак не следствие какого-либо свойства этой самой формы, заставляют нас предчувствовать опасность. Ибо мы обнаруживаем, что большая часть этих предметов, вызывающих у нас сначала ужас, может стать основаниями для удовольствия, когда опыт или разум устранят этот страх; так происходит в случае с хищными животными, бурным морем, обрывистым ущельем, темной тенистой долиной.

Ниже мы увидим, что ассоциации идей делают приятными и восхитительными предметы, которые от природы не обладают свойством доставлять такое удовольствие; и подобным же образом случайное внешнее соединение идей может вызвать отвращение к такой форме, которая сама по себе не содержит ничего неприятного. И это является основанием для многих проявлений необоснованного отвращения к фигурам некоторых животных и к некоторым другим формам. Так, многие люди, у которых есть какие-либо случайные идеи, ассоциируемые со свиньями, змеями всякого рода и некоторыми насекомыми, достаточно красивыми в действительности, относятся к ним с отвращением. И в отношении неприязни такого рода нельзя дать никакого иного объяснения.