Аналогия между сотворения мира Богом и произнесением слова.

Якоб Бёме (1575–1624)
Jakob Böhme
Аврора, или Утренняя заря в восхождении. (1612)


 

81. Закрой здесь немного твои плотские глаза, ибо они здесь тебе ни к чему не пригодны, будучи слепы и мертвы, но открой глаза твоего Духа, и я истинно покажу тебе творение Божие.

82. Заметь: когда Бог согнал теперь воедино, в одну глыбу, поврежденный салиттер земли и камней, возникшей в самом внешнем рождении чрез возжение, то третье рождение в природе в глубине над землею не было чисто и светло, так как в нем горел еще гнев Божий.

83. И хотя самое внутреннее рождение было светло и ясно, однако самое внешнее, состоявшее в огне гнева, не могло объять его, но было совсем темным.

84. Ибо Моисей пишет: - Und es war finster auf der Tieffe (И было темно над глубиною, Быт. 1,2). Слово auf означает самое внешнее рождение, а слово in - самое внутреннее.

85. Но если бы самое внутреннее рождение было темно, то гнев Божий вечно почивал бы в сем мире, и вовеки не стало бы светло; но гнев не коснулся так сердца Божия.

86. Потому он остался сладостным, приветным, благостным, кротким, чистым и милосердным Богом по своему сердцу в самом внутреннем рождении в месте сего мира, и кроткая любовь Его проникает из Его сердца в самое внешнее рождение гнева, и гасит гнев. Вот почему Он сказал: да будет светло (Быт. 1,3).

87. Заметь здесь смысл в высочайшей глубине: слово сказал - sprасh сказано по человечески. Вы, философы, откройте глаза, я хочу в моей простоте научить вас языку Божию, каков он должен быть.

88. Слово sprасh собирается между зубами: ибо они стискиваются, и дух с шипом выходить наружу сквозь зубы, и язык изгибается посередине, и заостряется спереди, как бы прислушиваясь, что там шипит, и боясь.

89. Но когда дух собирает слово, он закрывает рот, И собирает слово в задней части нёба над языком в подлости, в горьком и терпком качествах.

90. Тогда язык пугается, и прижимается к нижнему нёбу: и тогда дух вырывается из сердца, и заключает слово, собравшееся в задней части нёба в терпком и горьком качествах в гневе; и устремляется сквозь ярость наружу, сильный и могущественный, как царь или князь, и раскрываешь уста, и господствует могучим духом из сердца во всем рту и вне рта, и создает могущественный и долгий слог; подобно духу, пробившему гнев, и против которого гнев выпускает свой скрежет в терпком и горьком качествах, в задней части нёба в полости на языке, но остается при своем праве, и на своем месте, и пропускает сквозь себя кроткого духа из сердца, и гремит вослед ему своим скрежетом, и помогает образованию и составлению слова, но при всем своем громе не может сойти с своего престола, и остается пленником в своей полости, и проявляет себя ужасающим образом.

91. Это великая тайна. Заметь здесь смысл: если ты постигаешь это, то правильно разумеешь Божество; если же нет, то не слеп ли ты еще в духе? Не суди, иначе ты наскочишь здесь на крепкие ворота, и будешь пленен; если схватит тебя огонь гнева, ты останешься в нем вечно.

92. Смотри же, человек, какие дух раскрывает пред тобой врата неба, ада и земли, а также и всего Божества.

93. Ты не должен думать, что Бог в то время говорил по человечески, что это было лишь бессильное слово, подобно как у человека. Слово человека хотя и собирается таким же образом, в той же соразмерности, в том же качестве и тем же способом, но только полумертвый человек не разумеет его: а это разумеете весьма благородно и драгоценно, ибо оно рождается единственно лишь в познании Святого Духа.

94. Олово же Бога, произнесенное Им в то время в силе, оно обнимает небо и землю, и небо всех небес, и даже все Божество.

95. Собирается же оно прежде всего между стиснутыми зубами и шипит: это означает, что Дух Святой в начале творения прошел сквозь жесткую, замкнутую стену третьего и самого внешнего рождения, которое состоит в огне гнева в сем мире. Ибо написано: И было темно над глубиною, и Дух Божий витал над водою (Быт. 1,2).

96. Глубина означает самое внутреннее рождение, а тьма означает самое внешнее, поврежденное, в котором горел гнев; вода означает укрощение духа.

97. А что дух с шипом проходить сквозь зубы, это означает, что Дух проходил из сердца Божия сквозь гнев а что зубы остаются стиснутыми, пока дух шипит, и не раскрываются, это означает, что гнев не объял Святого Духа.

98. А что язык прижимается в нижнем нёбе, и спереди заостряется, и не дает воспользоваться собою для шипа, это означает, что самое внешнее рождение, со всеми тварями, которые в нем, не может объять Святого Духа, исходящего из самого внутреннего рождения, из сердца Божия, ни задержать Его своею властью и возбранить Ему.

99. Ибо Он проникает сквозь все замкнутые покои и рождения, и не нуждается ни в каком раскрытии, равно как не могут удержать Его и зубы, чтобы Он не прошел сквозь них.

100. А что зубы остаются раскрытыми, когда Он с шипом проходит сквозь зубы, это означает, что Он исхождением своим из сердца Божия в творении сего мира снова раскрыл врата неба, и прошел сквозь врата гнева Божия, и крепко задвинул гнев Божий засовами, и оставил запертым, и крепко затворил дьяволу его вечно воженный дом гнева, из которого он не сможет выйти вовеки.

101. Дале, это означает, что Дух Святой имеет как бы раскрытые врата в доме гнева в сем мире, где Он творит дело свое, непостижимо для врат адовых, и где Он собирает себе святое семя, в вечную хвалу себе, без согласия крепких врат адовых, и совершенно непостижимо для них.

102. Подобно как дух совершает сквозь зубы исхождение свое, и осуществляет принятое решение, и однако зубы не могут двигаться, или постигнуть волю духа, так и Дух Святой, не постигаемый дьяволом и гневом Божиим, непрерывно созидает себе святое семя и храм в доме сего мира.

103. А что все слово sprасh собирается в задней части нёба над языком в полости посреди терпкого и горького качеств, и скрежещет, это означает, что Бог собрал место мирa сего в средине у сердца, и снова построил себе дом, в хвалу себе, вопреки всему рычанию и ропоту дьявола, и господствует там своим Святым Духом.

104. Подобно как дух могущественно и сильно исходить из сердца, сквозь ропот и скрежет терпкого и горького качеств, и исхождением своим господствует в терпком и горьком качествах, непостижимо для них, как могущественный царь, - так и Дух Божий господствует могущественно в самом внешнем рождении сего мира, в доме гнева, и порождает себе в нем храм, непостижимый для дома гнева.

105. А что терпкий и горький дух так ропщет, когда дух проходит из сердца сквозь его дом и господствует с властью, это означает, что гнев Божий вместе с дьяволами в доме сего мира сопротивен любви, и что оба они во все время мира сего будут сражаться и биться друг с другом, как два враждующих воинства; отсюда берет также начало свое человеческая и звериная вражда и борьба всех тварей.

106. А что терпкое и горькое качества вместе собираются в слово, и согласуются друг с другом, и, однако, один лишь дух сердца произносить слово в устах, это означает, что все твари, происшедшие единственно чрез слово, как то: звери, птицы, рыбы, гады, зелень и трава, а также деревья и кустарники, слагаются из всего тела злыми и добрыми; и что во всех них будет пребывать и гневное, поврежденное качество, а также и любовь Божия, и однако все будет движимо духом любви; и обе стороны будут тереться между собою, и давить и нажимать друг на друга.

107. И чрез это во многих тварях так жестоко разгорится огонь гнева, что все тело вместе с духом составить в аду один вечный салиттер гнева.

108. Ибо дух, рождающейся в сердца, принужден в теле своем двигаться посреди врат ада, и весьма легко может возжечься; это словно дерево и огонь: если не польешь водой, загорится.

109. О человек! ты не был сотворен вместе с зверями чрез слово из зла и добра; если бы ты только не вкусил от зла и добра, то не было бы в тебе огня гнева: но так и ты добыл себе животное тело; да смилуется ныне любовь Божия, это свершилось!

110. А что по составлении слова в терпком и горьком качествах в задней части нёба над языком рот широко раскрывается, и вместе с тем исходить к устам собранный дух, родившийся из сердца, а также из терпкого и горького качеств-это означает, что твари будут жить в великой скорби и превратности, и не смогут порождать себя посредством одного тела, но посредством двух.

111. Ибо терпкое и горькое качества отнимают у духа из сердца силу, и заражаются ею: вот почему природа так ослабела ныне в духе сердца, и не в состоянии более воздвигнуть собственное внутреннее рождение сердца; и поэтому природа сотворила женщину и мужчину.

112. И это означает также злую и добрую волю во всей природе, а равно и во всех тварях; и что отныне будет непрестанная борьба, битва и умерщвление, от чего сей мир зовется поистине долиною скорби, исполненною крестной муки, преследований, усилий и труда. Ибо когда дух творения вступил в среду, он принужден быль слагать творение посреди царства ада.

113. И так как самое внешнее рождение в природе , двойственно, то есть, зло и добро, то отсюда непрестанная пытка, гнет, скорбь и стон, и все твари принуждены в сей жизни претерпевать мучения, и сей злой мир зовется по справедливости смертным рвом дьявола.

114. А что терпкий и горький дух в задней части нёба на языке остается на своем престоле, и посылает лай свои чрез слово к устам, и, однако, может сдвинуться оттуда, это означает, что хотя дьявол, как и гнев Божий, будет господствовать во всех тварях, однако не будет иметь в них полной власти, и будет вынужден оставаться в своей темнице, и лаять на всех тварей, и мучить их, но не побеждать; если только они сами по собственной воле не захотят остаться в его месте

115. Подобно как кроткий дух сердца проникает сквозь терпкое и горькое качества, и побеждает их, и хотя и заражается терпким и горьким духом, однако проходит насквозь как победитель; но если бы захотел добровольно остаться в аду в терпком и горьком духах, и отдаться в плен, а не сражаться, то вина была бы его;

116. Так бывает и с теми тварями, которые постоянно хотят лишь сеять и пожинать в адском огне, особенно же с человеком, который живет в постоянном вожделении гордости, жадности, зависти и гнева, и не хочет ни разу побороться и сразиться с ними духом и огнем любви; он сам навлекает на себя гнев Божий и пылающий адский огонь на тело и душу.