ТРАСИЛЛ (Θράσυλλος) (ум. 36 н. э.), философ-платоник, известный как издатель сочинений Платона и придворный астролог имп. Тиберия (см.: Tacit. VI, 20–21; Dio Cass. LV, 11, 1–2).
Издал сочинения Платона и Демокрита, разбив их по тетралогиям, т. е. четверкам (такое деление было известно и до Т., ср. Varro. De lingua VII, 37). Об издании Демокрита сообщает Диоген Лаэртий (D. L. IX 45: «сочинения его расписаны Трасиллом по тетралогиям наподобие Платоновых»), однако следующий у него далее список сочинений Демокрита не сохраняет тетралогический принцип, хотя, по-видимому, его источником послужило издание Т.
О некоторых принципах издания платоновского корпуса известно по изложению у Диогена Лаэртия (D. L. III 57–61) и из «Введения» Альбина (Albin., 4). В предисловии Т. пояснял, что тетралогиями издавал свои диалоги сам Платон, подражая трагикам, которые представляли свои драматические произведения тетралогиями (три драмы и одна драма сатировская). Подлинными Т. считал 36 диалогов и распределил их по девяти тетралогиям в следующем порядке:
1) «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон», «Федон»;
2) «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик»;
3) «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр»;
4) «Алкивиад I», «Алкивиад II», «Гиппарх», «Соперники»;
5) «Феаг», «Лахет», «Хармид», «Лисид»;
6) «Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон»;
7) «Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен»;
8) «Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий»;
9) «Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма».
У Диогена Лаэртия только о первой тетралогии говорится, что она была посвящена «философскому образу жизни», темы остальных не названы. Альбин также дает пояснение только к первой из тетралогий, но называет общий принцип, принятый Т. и Деркиллидом: «порядок исходя из действующих лиц и жизненных обстоятельств» (Ibid.). Тетралогический принцип издания Платона, осуществленный Т., сохраняется до сих пор в наиболее авторитетных изданиях на языке оригинала (см. изд. Платона в серии Oxford Classical Texts и др.). К Т. также восходит двойное название платоновских диалогов – «по имени» (ἀπὸ τοῦ ὀνόματος) и «по теме» (ἀπὸ τοῦ πράγματος), напр.: «Теэтет, или О знании», «Государство, или О справедливости», «Парменид, или Об идеях», и т. д. (III 58–61).
Т. был автором ряда сочинений, посвященных математике, астрономии и гармонике: «О первоначалах пифагореизма и платонизма» (см. Porph. V. Plot. 20 со ссылкой на Лонгина; возможно, не точное название); «О семи [музыкальных] тонах» (Περὶ τῶν ἑπτὰ τόνων), выдержки из которого приводят Теон из Смирны (Expos. 47, 18 сл.; 85, 8 сл.; 93, 8 сл. Hiller), Никомах (Harm. 12) и Порфирий (In Harm. 12, 21 сл.; 91, 13 сл.; 96, 16 сл. Düring; соч. цит. как Περὶ τοῦ ἑπταχόρδου). Ахилл в комментарии на «Явления» Арата упоминает соч. Т. о небесных телах, «их гармоничном движении» (Introd. in Arat. 43, 9 Maass) и о форме Солнца (46, 30).
Литература:
М. А. СОЛОПОВА