Библиографическое описание:
Брагинская Н.В. БИОН БОРИСФЕНИТ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 204-207.


БИОН БОРИСФЕНИТ (Βίων Βορυσθενίτης) (ок. 335 – ок. 245 до н. э., акме ок. 280), др.-греч. философ, родом из Борисфена (Ольвии); происхо­дил из социальных низов; проданный подростком в рабство ритору, полу­чил у него образование, а унаследовав состояние хозяина и получив свобо­ду, прибыл в Афины для изучения философии. Проблематично отнесение Б. к определенной философской школе. Сначала (несколько ранее 314) Б. из­брал руководимую Ксенократом Академию; жизнеописание Б. даже поме­щается в разделе академиков (D. L. IV 46–58). Однако учеником Ксенократа Б. не был: традиция подчеркивает их неприязнь – насмешки Б. и презрение Ксенократа (IV 10); возможно, неуч, который тщетно хочет стать учени­ком Ксенократа, и есть Б. (ср. IV 10 и 53). Принадлежа к Академии, Б. слу­шал Кратета (IV 51). Общая киническая окраска высказываний Б. говорит в пользу того, что это киник Кратет, однако прямые свидетельства тради­ции называют в связи с Б. Кратета-академика (IV 23, T 21), который мог иметь своих учеников наряду со схолархом Ксенократом. Ясных указаний на обучение Б. в кинической школе нет; известно только, что для достиже­ния апатии Б. принял кинический образ жизни и надел костюм киника (IV 52), что не помешало ему в дальнейшем принять также учение киренаика Феодора Безбожника (IV 23; 52), а впоследствии поступить в ученики еще и к Теофрасту (IV 52) и именоваться перипатетиком (F 39 A, C). Редкий эк­лектизм философского образования Б. в какой-то мере объясним эклектич­ностью самих эллинистических школ, различия между которыми сравни­тельно с классическим периодом сделались менее резкими. Проблематична и сама принадлежность Б. к философии. Источники чаще называют его со­фистом, а не философом (Т 2 А–С, 5, 23, 28, 35АВ, 47 А, Е–F, 56). Сам образ жизни Б. строился во многом по образцу древних софистов. Б. пу­тешествовал, выступая перед широкой аудиторией, обучал за плату моло­дых людей (Stob. II 31, 97), но «хотя у него было много слушателей, никто не считал себя его учеником» (D. L. IV 53); Б. помогал гражданам в веде­нии судебных дел (IV 50), много заботился о внешней эффектности своей речи. Не укладывается в киническую парадигму и жизнь Б. при дворе его покровителя Антигона Гоната. Тем не менее, судя по сохранившимся фраг­ментам, общий характер воззрений Б. ближе всего к кинизму, хотя самого Б. никогда не называли киником. Как большинство киников, Б. высмеивал образование, музыку, геометрию (IV 53), он был чужд не только вопросам логики и физики, но также и политики (Plut. Adv. Colot. 32, 1126A); в то же время главной он считал интеллектуальную добродетель – разумность (φρονησις, D. L. IV 51), имеющую, впрочем, практическую направленность. Философия Б. – это практическая этика, которая разделяет общепринятое в ту эпоху представление о добродетели как источнике счастья. Но если ака­демики считали добродетель самодостаточной для счастья, а древние кини­ки не принимали в расчет обстоятельств, то Б., подобно перипатетикам (ср. Arist. E. N. 1099a31 sq., 1100b25 sq., 1178b32), указывает еще и на умение приспосабливаться к обстоятельствам и довольствоваться своим уделом. Соответственно «смягчен» и человеческий идеал Б.: это уже не стоящий над толпой друг богов – «мудрец», а «добродетельный муж» (ἀγαθὸς ἀνήρ), способный достойно исполнить любую назначенную судьбой роль (Teles, fr. 11 Hense). Высказывания Б. отличает свойственный кинизму негативный характер (Philod. De ira I 12–20), направленность на ниспровержение всех философских учений, в чем, вероятно, сказывалось и наследие древней со­фистики (D. L. IV 47). Б. прокламирует свободу от позитивных ценностей: от государства, семьи, религии. Этическое учение Б. обращено к изолиро­ванному индивидууму, оно почти не затрагивает поведения внутри какой­либо человеческой общности. Особое по сравнению с ранним кинизмом отношение Б. к удовольствию и имуществу иногда позволяет называть его философию гедонистической. Б. действительно далек от проповеди аске­тического воздержания как самостоятельной ценности, но он прославля­ет «простую жизнь» (Teles, 1.1), осуждая не само по себе богатство и удо­вольствие, а порабощающую страсть к ним. При правильном отношении к внешним благам, по Б., допустимо, применяясь к обстоятельствам, не толь­ко владеть имуществом, но и жить в роскоши на содержании властителей. Это мнение широко распространилось в позднем кинизме, видевшем в ни­щенстве и попрошайничестве образец презрения к богатству. Несмотря на постоянно заявляемый индивидуализм, сам Б. озабочен тем, чтобы осво­бодить людей от их суеверий, от страха перед бедностью, старостью, смер­тью, от зависти и страстей. И гедонистические черты, и последовательный атеизм, отличающие Б. от киников, объясняются, вероятно, близостью Б. Феодору Безбожнику (D. L. IV 54). Как и все киники, Б. высмеивал обще­принятые религиозные представления как суеверия; Б. отличает лишь то, что в сохранившихся его фрагментах не содержится никаких позитивных религиозных взглядов – ни пантеистического, ни монотеистического тол­ка (F 25–33 Kindstrand). Враждебная к Б. традиция (Фаворин?), на которую опирается Диоген Лаэртий, описывает раскаяние в безбожии умирающего Б. Ему приписывается та практика магии и заклинаний, над которой он сме­ялся (ср. Plut. De sup. 7, 168 D и D. L. IV 56). Весьма вероятно, что крайне тенденциозный источник, рисующий Б. хвастуном, гедонистом, лишенным всяких моральных правил бесстыдным приспособленцем, исходит в этой картине из принятых всерьез типичных для киников парадоксальных, вы­зывающих высказываний Б., которые были перенесены на жизнь и лич­ность философа.
Б. оставил много сочинений; известны только два названия («О рабст­ве» и «О гневе») и различные цитаты. Диоген Лаэртий называет сочинения Б. ̔Υπομνήματα – «Заметки» (IV 47). Это могли быть собственные или со­ставленные слушателями тексты публичных выступлений Б., заметки для себя или даже вполне отделанные философские трактаты, названные так по соображениям литературного этикета. Кроме того, Б. оставил полезные изречения на разные темы. По-видимому, существовали сборники изрече­ний Б., составленные слушателями или извлеченные из опубликованных сочинений философа. Б. часто считается создателем диатрибы и специфи­ческого стиля этого жанра. Однако единственное свидетельство о «диатри­бах» (D. L. II 77) не вполне надежно. Во-первых, авторство диатриб можно относить как к самому Б., так и к его последователям (οἱ περι τὸν Βίωνα), а последователь Б. Телет, как известно, сочинял диатрибы. Кроме того, «ди­атриба» используется у Диогена Лаэртия и нетерминологически, и анахро­нистически: Аристипп тоже объявляется автором диатриб (II 84). Наконец, специфический стиль Б. не находит продолжения в стиле известных элли­нистических диатриб, так что с историко-литературной точки зрения видеть в Б. создателя жанра также затруднительно. Сочинения Б., как бы их ни на­зывать, видимо, представляли собой рассуждения (διαλέξεις), подобные эпи­дейктическим речам древних софистов, которые Б. повторял в разных ауди­ториях (IV 49). Рассуждения посвящались какой-либо моральной теме (ср. «О гневе», «О рабстве»), разработке общих мест этической философии (ср. упрек Менедема: II 135). Подобно софистам, Б. заботился об эффектности своих выступлений, но отличительной его чертой было смешение стилей. Б. пользуется риторическими фигурами, игрой слов и звуков, он афористи­чен, богат метафорами и сравнениями и в то же время вводит чрезвычайно грубые, низкие выражения, примеры из бытовой повседневности, беспо­щадный сарказм (ср. Horat. Ep. II, 2, 59–60 и Schol. Paris. ad loc.). За язви­тельность его сравнивали с Аристофаном и видели в нем предшественника римской сатиры (T 15–18 Kindstrand). Б. был также автором стихотворных пародий (D. L. IV 52). К перипатетической литературе (Эратосфену: Strab. I 2, 2 или Теофрасту: T 13 Kindstrand) восходит утверждение, что Б. «первым обрядил философию в пестрое платье», т. е. платье гетеры или театральный костюм (ср. эпитет Б. θεατρικός – «театральный» = эффектный, D. L. IV 52). Однако перифразируя Гомера (Od. XVIII 74), Эратосфен сопоставляет фи­лософию Б. с царем Одиссеем, скрывающим крепкое тело под лохмотьями нищего старика. «Ревнителем» Б. был, по Страбону (X 5, 6), перипатетик Аристон Кеосский (возможно, перепутан им с более вероятным привержен­цем Б. стоиком Аристоном Хиосским). Другой последователь, а возможно, и ученик Б. – Телет, чьи диатрибы с пересказами сочинений Б. и цитатами из них сохранились в извлечениях (Teletis reliquiae, ed. O. Hense). Сочинения Б. читали и цитировали Цицерон, Гораций, Сенека, Плутарх; со временем сочинения Б. были вытеснены сборниками его изречений.
Тексты: Kindstrand J. F. Bion of Borysthenes. A collection of Fragments with Intro­duction and Commentary. Uppsala, 1976; MULLACH, FrPhilosGr II, 1867, p. 419–429.
Лит.: Susemihl F. Zu den Biographien des Bions und des Pittakos bei Laertios Diogenes, – JKPhil 141, 1890, S. 187–191; Arnim H. von. Bion der Borysthenite, – RE III, 1899, col. 483– 485; Hense O. Bion bei Philon, – RhM n. f. 47, 1892, S. 219–240; Giangrande L. The Use of Spoudaiogeloion in Greek and Roman Literature. Hague; P., 1972; Soro L. Bione Boristenita e la fi losofi a del proletariato greco, – Annali Liceo class. Dettori di Cagliari I, 1962–1963, p. 63–83; Hawtrey R. S. W. On Bion the Borysthenite, – Prudentia 9, 1977, p. 63–80; Gigante M. Una nuova edizione di Bione, – RAAN n. s. 53, 1978, p. 3–16; Gigante M., Indelli G. Bione e l’epicureismo, – CronErc 8, 1978, p. 124–131; Lancia M. Arcesilao e Bione di Boristene, I, – Lo scetticismo antico. Atti del Convegno organizzato dal Centro di studio del pensiero antico del C.N.R., Roma, 5–8 nov. 1980. A cura di G. Giannantoni. Nap., 1981, p. 163–177; Brancacci A. Teodoro l’Ateo e Bione di Boristene fra Pirrone e Arcesilao, – Elenchos 3, 1982, p. 55–85; Pennacini A. Bioneis sermonibus et sale nigro, – Prosimetrum e spoudogeloion Francisco della Corte oblatum. Genova, 1982, p. 55–61; Idem. Bione di Boristene. La retorica al servizio della fi losofi a, – Mnemosynum. Studi in onore di Alfredo Ghiselli. Bologna, 1989, p. 451–456; Idem. Talento e nobilià secondo Bione di Boristene, – Tradizione e innovazione nella cultura greco da Omero all’etа ellenistica: scritti in onore di Bruno Gentili. A cura di R. Pretagostini. Vol. III. R., 1993, р. 1003–1006.

Н. В. БРАГИНСКАЯ