Библиографическое описание:
Бородай Т.Ю. СИМПЛИКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 667-668.


СИМПЛИКИЙ (Σιμπλίκιος) Киликийский (ок. 490–560 н.э.), греческий философ-неоплатоник. Известен прежде всего как комментатор Аристотеля. Ученик Аммония Александрийского, С. приехал в Афины и стал препода­вать в Академии под началом Дамаския, по-видимому незадолго до 529, ко­гда Афинская Академия была закрыта по распоряжению имп. Юстиниана. Вместе с Дамаскием и другими академиками С. бежал в Персию ко двору царя Хосрова, однако вскоре вернулся и с 533 жил где-то у восточных окраин Империи (вплоть до недавнего времени считалось, что последние академики вернулись каждый к себе на родину и школа распалась; в 80-е 20 в. появились работы М. Тардье и И. Адо, где доказывается, что они поселились в Харране, где сохранили школу неоплатонической философии). Все известные нам со­чинения С. написаны после 533. До нас дошли комментарии С. к аристоте­левским работам «Физика», «О небе», «О душе» (как убедительно доказы­вает Г. Блюменталь (1996), этот комментарий не принадлежит Симпликию), «Категории»; к «Руководству» Эпиктета; к «Искусству» Гермогена и к трак­тату «О пифагорейской школе» Ямвлиха (последние два не изданы). Не со­хранились комментарии к «Метафизике» и «Метеорологике» Аристотеля, «Началам» Евклида и «Физике» Теофраста.

К 6 в. в неоплатонических школах сложилась прочная комментаторская традиция; комментарии писались по-разному – в расчете на разные уров­ни подготовки слушателей. С. пишет в рамках школьного канона; его ком­ментарий к Эпиктету носит характер пропедевтический; к «Категориям» предназначен для начинающих, а комментарии аристотелевским «О душе», «О небе» и «Физике» рассчитан на серьезно подготовленного читателя. Не исключено, впрочем, что эти последние писались вовсе не для шко­лы, а «в стол, для будущих ученых» (Г. Дерри), настолько они основатель­ны, подробны и обильны цитатами. Только благодаря комментарию С. к «Физике» до нас дошло большинство фрагментов досократиков, в особен­ности Гераклита и Парменида; ср. замечание С. о том, что вопреки при­нятым правилам, он хочет процитировать 50 стихов Парменида о Едином полностью, ибо списки их редки и вскоре могут вовсе исчезнуть (In Phys. 144, 25–28).

До недавнего времени сочинения С. исследовались главным образом как источник по истории греческой философии. Как самостоятельный мыс­литель он стал изучаться лишь в последние годы. По манере изложения, вкусу к детальной аргументации С. ближе к мыслителям средневековой схоластики, нежели к классикам неоплатонизма, от которых его отлича­ет подчеркнутая сдержанность и трезвость мысли; он никогда не воспа­ряет в метафизические и мистические высоты. Придерживаясь принятой в школе традиции примирять Платона с Аристотелем, в тех случаях, ко­гда согласовать их точки зрения невозможно, С. чаще отдает предпочтение Аристотелю. Наибольший самостоятельный интерес представляет учение С. о пространстве и времени, а также его полемика с Иоанном Филопоном по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера че­ловеческого познания в комментарии к «Физике».

Сочинения

  • Simplicii In Aristotelis Categorias commentarium. Ed. K. Kalbfl eisch. B., 1907 (CAG VIII);
  • In De Caelo. Ed. I. L. Heiberg. B., 1907 (CAG VII);
  • In physicorum libri. Ed. H. Diels. B., 1882–1895 (CAG IX–X);
  • In De anima. Ed. M. Hayduck. B., 1882 (CAG XI);
  • Hadot I. (ed.). Simplicius: Commentaire sur le Manuel d’Épictète. Introd. et éd. critique du texte grec. Leiden, 1996;
  • Commentaire sur les Catégories. Tr., comm. sous la dir. de I. Hadot. Fasc. 1–4. Leiden, 1990–1997.

В серии ACA, ed. by R. Sorabji (L.; Ithaca) опубликованы переводы на англ.:

  • On Aristotle’s Physics 2. Tr. by B. Fleet, 1996;
  • On Phys. 4, 1–5, 10–14. Tr. by J. O. Urmson, 1992; On Phys. 5. Tr. by P. Lautner, J. Urmson, 1997;
  • On Phys. 6. Tr. by D. Konstan, 1989; On Phys. 7. Tr. by Ch. Hagen, 1994;
  • Corollaries on place and time. Tr. by J. O. Urmson, 1992;
  • On Aristotle’s On Coming to be and Perishing II, 2–5. Tr. by E. Cannagé, 2006;
  • On Aristotle’s On the Heavens 2, 1–9. Tr. by I. Mueller, 2004;
  • On Aristotle’s On the Soul 1, 1–2, 4. Tr. by J. Urmson, P. Lautner; 2, 5–2, 12, by J. Urmson, C. Steel. 1998.
  • On Aristotle’s Topics 1. Tr. by J. M. van Ophuijusen, 1998.

Рус. пер.:

  • Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля (кн. 1, гл. 1). Пер., вступ. ст. и прим. Т. Ю. Бородай, – Философия природы в античности и в средние века. М., 1998, с. 101–135.

Литература

  • Hadot I. Le problème du néoplatonisme alexandrin Hiéroclès et Simplicius. P., 1978;
  • Sonderegger E. Simplikios: Über die Zeit. Ein Kommentar zum Corollarium de tempore. Gött., 1982;
  • Simplicius. Sa vie, son oeuvre, sa survie. Actes du Colloque intern. de Paris (28 sept.-1 oct. 1985). Ed. par I. Hadot. B.; N. Y., 1987;
  • Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and their infl uence. L., 1990;
  • Blumenthal H.J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity. N. Y., 1996;
  • Croese I.M. Simplicius on continuous and instantaneous change: neoplatonic elements in Simplicius’ interpretation of Aristotelian physics. Utrecht, 1998.

Т. Ю. БОРОДАЙ