Библиографическое описание:
Столяров А.А. КЛЕАНФ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 419-421.


 

КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/30 – ок. 232/1 до н.э.), представитель Ранней Стои, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы.

Жизнь. По традиционной версии, родился (Асс, Троада) в архонтст­во Аристофана (ок. 331/30 до н. э.), умер в архонтство Ясона (ок. 232/1) и прожил, т. обр., ок. 100 лет (SVF I 477; Lucian. Macrob. 19; ISHerc, col. 28–29). В молодости К. был кулачным бойцом и примкнул к Зенону в более чем зрелом возрасте (ок. 280 – D. L. VII 176); вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом (там же 168 сл.). После смерти Зенона 32 года возглавлял школу (ISH col. 29), отстаивал норму стоического учения (как сам ее понимал) против слишком смелых нововве­дений Аристона и Герилла (D. L. VII 163; 174) и приобрел известность: еги­петский царь Птолемей (Филадельф или Эвергет) пригласил К. (вероятно, в 240-х) приехать или прислать кого-либо из учеников (там же 185). Умер К., отказавшись от пищи во время болезни (D. L. VII 176).

Сочинения. К. был автором нескольких десятков сочинений по всем разделам стоического учения (из ранних стоиков больше него написал толь­ко Хрисипп). Известны 58 названий: 50 по списку Диогена Лаэртия (VII 174 = SVF I 481), прочие – по другим источникам; время и последователь­ность написания установить невозможно. В относительно цельном виде до нас дошел «Гимн к Зевсу» (фр. 537), который в поэтической форме вы­ражает квинтэссенцию стоического мироощущения и считается заметным памятником античной гимнографии. Из прочих сочинений наиболее важны были следующие.

По логике: «Риторика», «Логика» [«О разуме»] (Περὶ τοῦ λόγου) в 3-х кн., «О чувственном восприятии», «О знании», «О диалекти­ке», «О повелевающем рассуждении» (Περὶ τοῦ Κυριεύοντος), «О предика­тах» (Περὶ κατηγορημάτων), «О неразрешимом»;

по физике: «О Зеноновом учении о природе» в 2-х кн., «Физические заметки», «О времени», «Разыскания о Гераклите» в 4-х кн., «Об атомах», «Против Демокрита», «О богах», «Против Аристарха», «О влечении» в 2-х кн.;

по этике: «О ко­нечной цели», «О добродетелях», «О надлежащем» в 3-х кн., «О поступ­ках», «О наслаждении», «О законах», «Политик», «О свободе»; прочие: «Увещание» (Προτρεπτικός), «Беседы» (Διατριβαί) в 2-х кн., «Любовное искусство», «О воспитании» (Περὶ ἀγωγῆς), «Исследование о древностях» (̕Αρχαιολογία) и др.

Сохранилось немногим более 100 текстов, содержащих цитаты из сочинений К. или изложение его мнений.

Учение. Вопреки сложившейся еще при Зеноне традиции считать К. старательным подражателем, «трудолюбивым, но недаровитым» (D.L. VII 170; 174), он имел самостоятельную позицию по многим пунктам стоиче­ской доктрины. Каждую часть философии К. разделил на две – диалектика и риторика, этика и политика, физика и теология – и, воэможно, выстраи­вал учение в порядке логика – этика – физика (SVF I 482). Занимался всеми разделами логики. Уделял много внимания плану выражения (SVF I 485 сл.) и дал одно из школьных определений риторики: «знание того, как правиль­но говорить» (I 491). В области теории познания разрабатывал учение о «впечатлении», которое представлял (как, вероятно, и Зенон) в виде веще­ственного отпечатка (I 484). Что касается собственно логики (I 488 сл.), то К., видимо, разрабатывал теорию «лектон» и специально интересовался модальными высказываниями (в частности, логическим текстом Диодора «повелевающее рассуждение»). Реальные достижения К. в этой области по сохранившимся текстам представить трудно, но он, несомненно, широко использовал силлогизмы для доказательства (напр., I 518; 529).

Физические воззрения К. засвидетельствованы более подробно. Безусловно принимая основоположения Зенона (два начала, элементы и т. д. – I 493 сл.), К. уделил особое внимание космическим процессам (об­разование мира, воспламенение, космические циклы) и, по-видимому, серь­езно интересовался Гераклитом (напр., I 519). Небесные тела К. (единст­венный в школе) считал конусовидным огнем, а солнце – ведущим началом мира (I 497 сл.; 505 сл.) и выступил с критикой Аристарха Самосского, ут­верждавшего, что земля не покоится, а вращается по эллиптической орби­те (I 500). В учении о мировой симпатии К. впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (I 518). Кроме того, К. имел нечастый в стоической среде интерес к наблюдению живой природы и, по-видимому, признавал в действиях животных определенную логичность (I 515). При достаточно традиционных антропологических взглядах К. полагал, в отли­чие от Хрисиппа, что все души сохраняются до конца космического цик­ла (I 522). Мнение Посидония, согласно которому К. допускал самостоя­тельное существование иррационального начала в душе (I 570 сл.), вряд ли можно считать корректным.

Особенно большое внимание К. уделял теологии (которую выделял в самостоятельный раздел философии) и предложил собственные аргумен­ты в пользу существования богов: способность души предчувствовать гря­дущее, полезность окружающего мира, грозные явления и знамения, а так­же красота и упорядоченность неба и небесных светил; наконец, различные природы неравны по совершенству, и, следовательно, должна быть мысли­ма максимально совершенная, которая и будет богом. В предельном кос­мическом плане бог – это душа мира, всеохватывающий огненный эфир (I 528 сл.), в ипостаси судьбы промыслительно направляющий все миро­вые процессы (I 548 сл.). Блестящим выражением теологических воззре­ний К. является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стои религиозности (ср. I 538). В нем К. называет Зевса «отцом» (πατήρ), «величайшим царем» (ὕπατος βασιλεύς), всесильным, славнейшим и многоименным, творцом (ἀρχηγός) природы, управляющим (κυβερνῶν) всем по закону, своею волей движущим мирозданием. Мы, люди, – порожденье (γένος) бога, его подобие (μίμημα). Упоминая о пороках, которыми наполнена жизнь смертных людей, не вни­мающих общему священному закону, К. называет причинами этого состоя­ния незнанье, заботу о теле, стремление к наслаждениям и распутству, что оборачивается лишь новыми страданиями. Завершается гимн прошением богу Зевсу освободить человека от власти незнанья, указать путь к вечной мудрости. Самая прекрасная награда как для смертных, так и для бессмерт­ных – воспевать общий закон, следуя правде.

К сфере теологии относились и изыскания К. в области физической алле­горезы, где он развил основоположения, намеченные Зеноном: мифологиче­ская аллегория получила статус научного метода, превратившего мифы тради­ционной религии в составную часть пантеистической конструкции, в рамках которой отдельные боги понимаются как проявления отдельных функций еди­ного Зевса-пневмы (порой с сопутствующими этимологиями их имен, напр.: Геракл – «напряжение» (τόνος) мироздания (I 514), Аполлон (солнце) – «со­вершающий восход то из одних, то из других мест» и т. д. – I 540 сл.).

В этике К. в основном следовал сложившейся при Зеноне школьной доктрине, внося отдельные уточнения и разъяснения принципиально важ­ных формулировок. Возможно, именно он добавил слова «с природой» в формулу «жить согласно с природой» (III 12) и, в отличие от Хрисиппа, предлагал иметь в виду «природу» целого (I 555); считал, в противополож­ность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (I 568). Особое значение К. придавал внутренней моральной рефлексии: истинно добродетельное действие совершается из полноты нравственного убеждения; судья человеку – его совесть (I 579 сл.). Несомненна резкая ан­тигедонистическая направленность этического учения К. (I 552 сл.; 574). Вслед за Зеноном он также придавал важное значение практической этике (паренетике – I 582 сл.), из которой впоследствии развилась позднестоиче­ская моралистика. Наконец, с К., видимо, берет начало школьная рефлексия относительно развития стоической доктрины.

Самым значительным учеником К. был его преемник Хрисипп.

Фрагменты

  • SVF I 463–619;
  • The Fragments of Zeno and Cleanthes. With introd. and notes by A. C. Pearson. L., 1891;
  • I Frammenti degli Stoici Antichi. Ordinati, trad. e annot. da N. Festa. Vol. II. Bari, 1935;
  • Watanabe A.T. Cleanthes, Fragments. Text and Commentary. Un. of Illinois, 1988 (Diss.);
  • Столяров А.А. Фрагменты ранних стоиков. Т. I, 1998;
  • Клеанф. Гимн к Зевсу. Пер. М.Е. Грабарь-Пассек, – Античные гимны. М., 1988, с. 175–176.

Литература

  • Verbeke G. Kleanthes van Assos. Brussel, 1949;
  • Meerwaldt J. D. Cleanthes I, – Mnemosyne 4, 1951, 40–69;
  • Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961;
  • Marcovich M. Zum Zeus-Hymnos des Kleanthes, – Hermes 94, 1966, S. 254–307;
  • Dragona-Monachou M. Calcidius as an authority on Cleanthes’ Theodicy, – Philosophia 3, 1973, p. 262–306;
  • Barreau H. Cléanthe et Chrysippe face au maitre-argument de Diodore, – Les Stoïciens et leur logique, ed. J.P. Brunschwig P., 1978, p. 21–40;
  • Kleywegt A. Cleanthes and the vital heat, – Mnemosyne 37, 1984, 94–102;
  • Thom J.C. Cleanthes’ Hymn to Zeus. Tüb., 2005.

А. А. СТОЛЯРОВ