Библиографическое описание:
Солопова М.А. МАЙЕВТИКА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 459-460.


МАЙЕВТИКА (μαιευτική sc. τέχνη), «повивальное искусство», – засвиде­тельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реп­лика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака».

Смысл майевтического искусства – в противопоставлении внешнего со­фистического знания и внутреннего философского, которому научить нель­зя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство (ибо сам он «ничего не знает»), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета («от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого винов­ники – бог и я» – Plat. Theaet. 150d), – отличие в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли и делает это в диалоге с помо­щью вопросов и ответов. «Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод» (150bc), т. обр., майевтика – это образное выражение для того, что Аристотель иначе назы­вал «индуктивным методом» Сократа и аналитикой понятий.

В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти­ческий» используют платоники: 1) в школьной классификации платонов­ских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2) позднейшие неоплатоники в ком­ментариях на «майевтический» диалог «Алкивиад» (Прокл, Олимпиодор) трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заклю­ченному в душе («восхождение к мудрости»), и методологически отличали ее от «эротики» («восхождения к красоте») и «диалектики» («восхождение к благу») (Procl. In Alc. 28,16–29,4), а в рамках понимания структуры диа­лога – отличали майевтику от опровержения и протрептика (Olymp. In Alc. 11, 7–9).

М. А. СОЛОПОВА