Библиографическое описание:
Панаиотиди Э.Г. ДАМОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 293-294.


ДАМОН (Δάμων) (сер. 5 в. до н.э.), др.-греч. cофист и музыкальный тео­ретик, советник Перикла. Д., сын Дамонида, родился в Афинах, в деме Ойа. Учился музыке у Агафокла, его ученика Лампрокла и пифагорейца Пифоклида, создателя «возвышенно-строгой музыки» (Plat. Lach. 180d, Schol. Alc. 118c, Plut. Per. 4, 2.1). Среди учеников Д. называют Сократа (D. L. II 19), музыканта Драконта (Olymp.V. Plat. 2), Перикла (Plut. Per. 4, 2). Будучи советником последнего, оказывал влияние на политическую жизнь Афин, в частности, по его инициативе было введено жалованье для судей (Arist. Ath. pol. 27.4, Plut. Per. 9, 2). По общепринятому мнению, ув­лечение музыкой служило Д. прикрытием для политической и философ­ской деятельности в духе софистов (Plut. Per. 4, Isocr. Antid., 235). На бли­зость Д. Продику указывает Платон в «Лахете» (197d), а в «Протагоре» (316d–e), не называя имени, причисляет его к софистам. В 443 или 442 (см. Wallace 2004, p. 252) был подвергнут остракизму по обвинению в чрезмер­ной амбициозности и симпатиях к тирании (Plut. Per. 4: μεγαλοπράγμων καὶ φιλοτύραννος). Вернувшись в Афины через 10 лет, восстановил влияние на Перикла. Скончался не позднее 415 года (Delattre 1994, p. 604).

Учение Д. реконструировано на основе немногочисленных упоминаний античных авторов о его несохранившейся речи к членам афинского Ареопага (̕Αρεοπαγιτικός), в которой вопросы музыкальной теории и воспитания рас­сматриваются в тесной связи с этическими и политическими проблемами (см. Lasserre 1954, p. 55–69; Ryffel 1947). Признавая вслед за софистами, что добродетели можно научить, Д. в отличие от них главным средством дости­жения этой цели считал музыку. По свидетельству Аристида Квинтилиана, «мысль о том, что звуки непрерывной мелодии вследствие подобия фор­мируют еще не существующий этос и у детей, и у взрослых или выводят наружу спрятанный в глубине, высказывали Дамон и его последователи». Он также упоминает некие «дамоновские лады», которые различались пре­обладанием в них мужских или женских звуков или отсутствием того или другого вида звуков (Aristid. Quint. 2, 14).
Д. впервые предпринял теоретическое обоснование воспитательных эффектов музыки, систематизировав взгляды своих предшественников. При этом в отличие от пифагорейцев, влияние которых на формирование дамоновского учения об этосе очевидно, несмотря на отсутствие указаний в античных источниках на его принадлежность этой школе, он основывал­ся не на умозрительных рассуждениях о числовых пропорциях, а на живом восприятии музыки. По Д., существует необходимая взаимосвязь между движениями души и возникновением музыки и танцев, которой обуслов­лено воздействие мусического искусства на нравственный характер (этос) человека; действие различных мелодий и ритмов неодинаково: «свободные и прекрасные песни и танцы порождают подобный вид души и наоборот» (Athen. 628с). Отсюда выводилась необходимость селекции музыкальных ладов, ритмов и инструментов. В «Государстве» Сократ сообщает, что Д. «называл и ямб, и какую-то другую стопу – кажется, трохей, где сочетаются долготы и краткости. В некоторых случаях его порицание или похвала каса­лись темпов не менее, чем самих ритмов» (Resp. III, 400a). Одновременно подчеркивалась социально-политическая значимость музыки: «не бывает потрясений в стилях музыки без потрясения важнейших политических за­конов» (Resp. 424c). Согласно Олимпиодору, Д. познакомил Перикла с пес­нопениями, с помощью которых тот устанавливал гармонию в государстве (In Alc. 138, 4–11 Westerink). Оказал большое влияние на Платона, но их взгляды по целому ряду вопросов расходятся. В частности, в отличие от Д., который считал, что «поющему и играющему на кифаре ребенку подоба­ет выказывать не только мужество и целомудрие, но и справедливость» (Philod. De mus. 3, 77, 13–17, p. 55 Kemke), у Платона нет указаний на связь музыки со справедливостью; Платон не наделял этосом отдельные звуки и не дифференцировал их по принципу «мужской–женский», но различал таким образом только лады; в «Государстве» Платон запрещает гиполидий­ский лад, изобретение которого приписывается Д. ([Plut]. De mus. 16) (см. Anderson 1955).

Взгляды последователей Д., т. н. гармоников, подверглись резкой крити­ке эпикурейцем Филодемом, который решительно оспаривает всякую связь между музыкой и характером человека – основанную на предполагаемом сходстве между ними или на подражании; Филодем высказывает сомнение в том, что Д. действительно произнес перед членами афинского Ареопага речь подобного содержания (De mus. 4, 34). Еще ранее (4 в. до н. э.) с раз­венчанием воззрений гармоников выступил неизвестный автор Хибех-­папируса (Grenfell B. P., Hunt A. S. The Hibeh Papyri I. L., 1906).

Фрагменты:

  • DK I, 418–420, fr. A1–8, B1–10;
  • ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 418–420.

Литература:

  • Bücheler F. Οἱ περὶ Δάμωνα, – RhM 40, 1885, S. 309–312;
  • Ryffel H. Eukosmia. Ein Beitrag zur Wiederherstellung des «Areopagitikos» des Damons, – MusHelv 4, 1947, S. 23– 38;
  • Lasserre F. L’Éducation musicale dans la Grèce antique. Appendice au chap. VI: Damon d’Athènes, in: Plutarque. De la musique. Texte, trad., comm. par F. Lasserre. Olten; Lausanne, 1954, p. 74–79;
  • Raubitschek A.E. Damon, – ClassMed 16, 1955, p. 78–83;
  • Anderson W.D. The Importance of Damonian Theory in Plato’s Thought, – TAPA 86, 1955, p. 82–102;
  • Anderson W.D. Ethos and education in Greek music. The evidence of poetry and philosophy. Camb.(Mass.); London, 1966 (repr. 1968), p. 39–42, 74–82;
  • Moutsopoulos E. La musique dans l’oevre de Platon. Paris, 1959 (19892), p. 57–80;
  • John H. Das musikerzieherische Wirken Pythagoras’ und Damons. Ein Beitrag zur Ethoslehre der Griechen, – Altertum 8, 1962, p. 67–72;
  • Ziegler K. Damon (2), – KP I, 1964, S. 1376;
  • Cassio A. C. Laso e Damone sofi sti e novatori, – PPass 26, 1971, p. 275–280;
  • Meister K. Damon, der politische Berater des Perikles, – RSA 3, 1973, p. 29–45;
  • Lord C. On Damon and music education, – Hermes 106, 1978, S. 32–43;
  • Barker A. (ed.) Greek Musical Writings. Vol. 1. The Musician and His Art. Cambridge, 1984;
  • Wallace R. W. Damone di Oa ed i suoi successori: un’analisi delle fonti, – Harmonia Mundi: musica e filosofi a nell’ antichita. Eds. R.W. Wallace, B. MacLachlan. Roma, 1991, p. 30–53;
  • Delattre D. Damon d’Athènes, – DPhA II, 1994, p. 600–607;
  • Wallace R.W. Damon of Oa: A Music Theorist Ostracised? – Murray P., Wilson P. (eds.). Music and the Muses. The Culture of «Mousike» in the Classical Athenian City. Oxford, 2004, p. 249–267;
  • Ritook Z. Griechische Musikästhetik. Quellen zur Geschichte der antiken griechischen Musikästhetik. Stuttg., 2004.

Э. Г. ПАНАИОТИДИ