АРИСТОН ХИОССКИЙ (̕Αρίστων ὁ Χῖος) (1-я пол. 3 в. до н. э.), ученик Зенона Китийского, один из самых оригинальных представителей Древней Стои.
А. учился у Зенона вместе с Клеанфом, впоследствии некоторое время слушал платоника Полемона, а затем, вероятно, попытался открыть собственную школу и читал лекции в Киносарге (SVF I 333 = D. L. VII 160 сл.; ср. 171); при А. сложился кружок последователей («аристоновцы» – VII 161; Athen. VII 281cd): Мильтиад, Дифил, астроном и географ Эратосфен Киренский и Аполлофан.
Среди по меньшей мере 16 известных сочинений А. (см. фрг. 333; сравнительно немногочисленные фрагменты по большей части не соотносятся с конкретными трактатами) концептуально важными были, по-видимому, «Об учении Зенона» (Περὶ τῶν Ζήνωνος δογμάτων), «Рассуждения» (Διάλογοι), «Беседы о мудрости» (Περὶ σοφίας διατριβαί) в 7-ми кн., «Чтения» (Σχολαί) в 6-ти кн., «Против диалектиков» (Πρὸς τοὺς διαλεκτικούς) в 3-х кн. Однако чаще всего цитируются «Уподобления» (̔Ομοιώματα), – сборник суждений и изречений разнообразного содержания (ок. 20 фрагментов, в основном у Стобея). Панетий считал (ошибочно), что А. принадлежат только «Письма» (или «Письма к Клеанфу») в 4-х кн.
Новизна позиции А. по сравнению с общешкольной состояла в стремлении ограничить философию только сферой морали. Физику и логику А. объявил ненужными (вероятно, под влиянием сократической – в частности, кинической – традиции и Полемона): логика нас «не касается», ибо не способствует исправлению жизни, физика – «выше нас», ее предмет непознаваем и не приносит нам никакой пользы (fr. 351–353). Однако, несомненно, что А. интересовался теорией познания и логикой (ср. D. L. VII 162; Eus. Pr. Ev. XV 62, 7), известны сочинения А. неэтического характера («Против возражений Алексина», «Записки об ошибках суждения» и др.). Кроме того, он разработал отличавшуюся от учения Зенона психологию: душа состоит из двух частей (вместо восьми), – разумной (ведущее начало) и чувственновоспринимающей, которая объединяет все неразумные способности (fr. 377 = Porph. ap. Stob. I 49, 24).
Ограничив свою доктрину этикой, А. утверждал, что все лежащее «между» добродетелью и пороком безразлично во всех отношениях и не может быть поделено на предпочитаемое и непредпочитаемое по природе (D. L. VII 160; Cic. De fi n. II 43; IV 79; V 73; Acad. II 130 и др.), поскольку предпочтение (πρόκρισις) основывается не на естественных свойствах вещей, а на ситуативных обстоятельствах: «здоровье не всегда предпочтительно, а болезнь не всегда не предпочтительна» (Sext. Adv. math. XI 67; Cic. De fi n. II 43); и родины «по природе» не бывает (см. Plut. De exil. 5, 600 e), – этим последним тезисом А., вероятно, обосновывал типичный для учения Стои космополитизм. Объявив конечной целью безразличное отношение к вещам, безразличным для добродетели, А. ввел собственный термин ἀδιαφορία, «безразличие» (fr. 360, 362 = Cic. Acad. II 130).
Добродетель (знание блага и зла) А. считал единственным благом, единой по сути и получающей различные названия в зависимости от областей своего применения (Galen. PHP VII 2). Различие между А. и Зеноном в понимании добродетели вряд ли было принципиальным, но А. заметно акцентировал ситуативный момент проявления видов добродетели, утверждая, что они являются лишь различными состояниями (σχέσεις) одной единственной добродетели (Plut. St. rep. 8, 1034d). Т. обр., А. гипертрофировал одну тенденцию школьной этики (только благо может служить объектом нравственного целеполагания), но совершенно пренебрег другой и не менее важной – желанием выводить само стремление к благу из естественных природных задатков.
Строго формальный подход делал паренетическую часть этики ненужной (в лучшем случае А. признавал за ней педагогическое значение – Sen. Ер. 89, 13; Sext. Adv. math. VII 12), – при этом А. все же считал необходимым «упражнение», ἄσκησις, ср. fr. 370 = Clem. Strom. II 20, 108: для преодоления «четвероструния» (τετράχορδον), образуемого наслаждением, скорбью, страхом и вожделением, «нужно много упражняться в добродетели и много бороться».
Позиция А. немедленно подверглась внутришкольной критике: Персей выступил против концепции «безразличия» (D. L. VII 162), а Хрисипп написал полемическое сочинение против понимания добродетели у А. (Galen. PHP VII 2). Хотя отрицание практической этики резко отличает позицию А. от моралистической платформы Поздней Стои, абсолютизация этики в его учении стала первым концептуальным выражением основной тенденции развития стоической доктрины.
Фрагменты
Литература
А. А. СТОЛЯРОВ