«ЗАКОНЫ» (Νόμοι ἢ περὶ νομοθεσίας, подзаголовок: «О законодательстве»), последнее большое сочинение Платона (примыкающее к «З.» «Послезаконие», возможно, не принадлежит Платону). «З.» остались после смерти Платона в виде черновика на восковых табличках и были изданы его учеником Филиппом Опунтским, который, очевидно, редактировал текст, хотя мы и не знаем, как далеко шло его вмешательство. В 1-й кн. «З.» упоминается покорение Сиракузами Локров, происшедшее не ранее 356 до н.э. Т. обр., Платон, вероятно, работал над «З.» около десяти последних лет своей жизни (ум. в 347).
«З.» представляют собой второй созданный Платоном план радикального преобразования греческого государства-полиса. В отличие от государственного строя «Государства», который Платон считает идеальным, государство «З.», второе по достоинству, представляет собой реально осуществимое приближение к идеалу (Nom. 739a–e). В «З.» Платон чувствует себя вынужденным отказаться от передачи всей власти правителям-философам, от отмены собственности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан – философов и воинов-стражей. Вместо благожелательного отеческого произвола философов в «Государстве» Платон подробно разрабатывает стабильные законы (многие из них обнаруживают близость с подлинными законами реальных полисов), которыми должны руководствоваться выбранные на определенный срок должностные лица.
Проект Платона предусматривает известное равновесие ветвей власти. Все граждане в «З.» – землевладельцы, обрабатывающие свои участки силами рабов. Число земельных участков, каждый из которых принадлежит одной семье, стабильно: 5040; отчуждение земли и дробление участка не допускается: лишние сыновья-наследники вынуждены будут отправляться в колонии. Ремеслом и торговлей могут заниматься только неграждане – постоянно живущие в городе или приезжие иноземцы. Платон придает первостепенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго контролируется государством, как и вся духовная жизнь. Вводится цензура для поэтических произведений, танцы и музыкальные мелодии должны контролироваться властями и быть стабильны. Не допускаются отклонения от традиционных образцов в скульптуре. Заграничные поездки граждан строго ограничиваются, чтобы не допускать вредных влияний извне. Особое внимание уделяется борьбе с атеизмом: для безбожников предусматривается длительное одиночное заключение и смертная казнь для тех, кто не раскается.Платон условно называет проектируемый полис Магнесией и помещает его на центральном Крите, но все содержание «З.» связано с Критом скорее формально. «Законы» построены как диалог безымянного афинянина, критянина Клиния и спартанца Мегилла, беседующих по дороге из Кносса к гроту Зевса, однако роль двух последних сведена к минимуму, и афинянин почти единолично излагает взгляды Платона.
Построение «З.» во многом непоследовательно, имеются длинные экскурсы, слабо связанные с основной аргументацией: вред и польза от употребления вина (638d–674c), экскурсы в искусственно сконструированную историю дорийцев, афинян и персов (682e–701d).
Поездки Платона в Сицилию с целью реформирования государственного строя Сиракуз, участие членов Платоновской Академии в политических преобразованиях в ряде греческих полисов говорит за то, что Платон и свой план в «З.» рассматривал как руководство к действию и верил в его осуществимость. Более того, план создания «ночного совета», излагаемый в конце «З.» (XII, 961a–969d), – самопополняющейся коллегии с широкими и нечетко ограниченными полномочиями, с неизбежной тенденцией к их расширению – заставляет предполагать, что Платон надеялся, что в случае осуществления проекта «З.» начнется постепенная эволюция в сторону правления философов, составляющих «ночной совет», т. е. в сторону идеалов, изложенных Платоном в «Государстве». Стилистические особенности сближают «З.» с другими поздними произведениями Платона и свидетельствуют о некотором потускнении дара Платона как мастера слова.
Рус. пер.: В. Оболенского (1827), Г. Янчевецкого (1898), А.Н. Егунова (1922, 1971).
Текст и перевод:
Литература:
Библиография:
А. И. ЗАЙЦЕВ