Библиографическое описание:
Зайцев А.И. «ЗАКОНЫ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 379-381.


«ЗАКОНЫ» (Νόμοι ἢ περὶ νομοθεσίας, подзаголовок: «О законодатель­стве»), последнее большое сочинение Платона (примыкающее к «З.» «Послезаконие», возможно, не принадлежит Платону). «З.» остались по­сле смерти Платона в виде черновика на восковых табличках и были изда­ны его учеником Филиппом Опунтским, который, очевидно, редактировал текст, хотя мы и не знаем, как далеко шло его вмешательство. В 1-й кн. «З.» упоминается покорение Сиракузами Локров, происшедшее не ранее 356 до н.э. Т. обр., Платон, вероятно, работал над «З.» около десяти послед­них лет своей жизни (ум. в 347).

«З.» представляют собой второй созданный Платоном план радикаль­ного преобразования греческого государства-полиса. В отличие от госу­дарственного строя «Государства», который Платон считает идеальным, государство «З.», второе по достоинству, представляет собой реально осу­ществимое приближение к идеалу (Nom. 739a–e). В «З.» Платон чувствует себя вынужденным отказаться от передачи всей власти правителям-филосо­фам, от отмены собственности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан – философов и воинов-стражей. Вместо благожелатель­ного отеческого произвола философов в «Государстве» Платон подробно разрабатывает стабильные законы (многие из них обнаруживают близость с подлинными законами реальных полисов), которыми должны руково­дствоваться выбранные на определенный срок должностные лица.

Проект Платона предусматривает известное равновесие ветвей власти. Все граждане в «З.» – землевладельцы, обрабатывающие свои участки сила­ми рабов. Число земельных участков, каждый из которых принадлежит од­ной семье, стабильно: 5040; отчуждение земли и дробление участка не до­пускается: лишние сыновья-наследники вынуждены будут отправляться в колонии. Ремеслом и торговлей могут заниматься только неграждане – по­стоянно живущие в городе или приезжие иноземцы. Платон придает перво­степенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго кон­тролируется государством, как и вся духовная жизнь. Вводится цензура для поэтических произведений, танцы и музыкальные мелодии должны контро­лироваться властями и быть стабильны. Не допускаются отклонения от тра­диционных образцов в скульптуре. Заграничные поездки граждан строго ограничиваются, чтобы не допускать вредных влияний извне. Особое вни­мание уделяется борьбе с атеизмом: для безбожников предусматривается длительное одиночное заключение и смертная казнь для тех, кто не раска­ется.Платон условно называет проектируемый полис Магнесией и помещает его на центральном Крите, но все содержание «З.» связано с Критом скорее формально. «Законы» построены как диалог безымянного афинянина, кри­тянина Клиния и спартанца Мегилла, беседующих по дороге из Кносса к гроту Зевса, однако роль двух последних сведена к минимуму, и афинянин почти единолично излагает взгляды Платона.

Построение «З.» во многом непоследовательно, имеются длинные экс­курсы, слабо связанные с основной аргументацией: вред и польза от упот­ребления вина (638d–674c), экскурсы в искусственно сконструированную историю дорийцев, афинян и персов (682e–701d).

Поездки Платона в Сицилию с целью реформирования государствен­ного строя Сиракуз, участие членов Платоновской Академии в политиче­ских преобразованиях в ряде греческих полисов говорит за то, что Платон и свой план в «З.» рассматривал как руководство к действию и верил в его осуществимость. Более того, план создания «ночного совета», излагаемый в конце «З.» (XII, 961a–969d), – самопополняющейся коллегии с широки­ми и нечетко ограниченными полномочиями, с неизбежной тенденцией к их расширению – заставляет предполагать, что Платон надеялся, что в слу­чае осуществления проекта «З.» начнется постепенная эволюция в сторону правления философов, составляющих «ночной совет», т. е. в сторону идеа­лов, изложенных Платоном в «Государстве». Стилистические особенности сближают «З.» с другими поздними произведениями Платона и свидетель­ствуют о некотором потускнении дара Платона как мастера слова.

Рус. пер.: В. Оболенского (1827), Г. Янчевецкого (1898), А.Н. Егунова (1922, 1971).

Текст и перевод:

  • Platon. Oeuvres complètes. T. XI–XII: Les Lois, par E. Des Places et A. Diès. Paris, 1951–1956;
  • England E.B. The «Laws» of Plato, introd., text and notes. Vol. 1–2. Manchester, 1921 (repr. N. Y., 1976);
  • Taylor A.E. (introd. and tr.). The «Laws» of Plato. London, 1934;
  • Pangle T.L. The «Laws» of Plato, transl. with notes and an interpretative essay. Chicago; London, 1980.

Литература:

  • Ritter J. Platons «Gesetzte», Kommentar zum grieschichen Text. Leipzig, 1896;
  • Goergemanns H. Beitraege zur Interpretation von Platons Nomoi. München, 1965;
  • Hentschke A.B. Politik und Philosophie bei Plato und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamtwerk und die politische Philosophie des Aristoteles. Frankfurt am Main, 1971;
  • Morrow G.R. Plato’s Cretan City. A historical interpretation of the Laws. Princ., 1960;
  • Piérart M. Platon et la Cité grecque. Théorie et réalité dans la constitution des «Lois». Bruxelles, 1974;
  • Stalley R.F. An in­troduction to Plato’s Laws. Oxford, 1983;
  • Vanhoutte M. La philosophie politique de Platon dans les Lois. Louvain, 1954;
  • Hentschke A. Politik und Philosophie bei Platon und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamtwerk und die politische Theorie des Aristoteles. Frankfurt am Main, 1971;
  • Morrow G.R. Plato’s Cretan City: A Historical Interpretation of the «Laws». Princeton, 19932;
  • Balaudé J.-F. (ed.). D’une cité possible. Sur les Lois de Platon. Paris, 1995;
  • Plato’s «Laws» and its historical Signifi cance, Selected Papers of the I International Congress on Ancient thought. Ed. F. Lisi. Sankt Aug., 1998;
  • Proceedings of the VIth Symposium Platonicum (The Laws). Ed. L. Brisson, S. Scolnicov. Sankt Aug., 2003.

Библиография:

  • Saunders T. J. Bibliography on Plato’s Laws, 1920–1970, with additional through May 1976. New York, 1976.

А. И. ЗАЙЦЕВ