МЕТРОКЛ (Μητροκλῆς) из Маронеи во Фракии (2-я пол. 4 в. н.э.), др.греч. философ-киник, последователь Кратета из Фив, брат Гиппархии, жены Кратета. Основные источники о жизни М. – 6-я книга Диогена Лаэртия (D. L. VI 94–95) и диатриба Телета «О бедности и богатстве». Приехав в Афины, М. пробовал изучать философию в наиболее известных философских школах: по сообщению Диогена Лаэртия, в Ликее слушал перипатетика Теофраста (очевидно, после 323, когда тот принял руководство школой), также учился у академика Ксенократа (согласно Телету, SSR cap. V H, fr. 44). Телет приводит воспоминания М. об учебе и больших издержках, связанных с публичным и роскошным образом жизни (вероятно, М. был из обеспеченной семьи, о чем говорит сам выбор места обучения, а также то, что у него были слуги, а из дома ему присылали большое содержание). Изучение философии в аудиториях Ликея прервалось досадным недоразумением, после которого М., по-видимому, столь же стеснительный, сколь и гордый, решил уморить себя голодом, но в его судьбе принял участие Кратет, который по-кинически соединив смешное и серьезное, своей психотерапией спас М., – и тот примкнул к новому для Афин движению, научившись у Кратета искусству кинической автаркии – ни в чем не нуждаться и быть всем довольным. Диоген со ссылкой на «Изречения» (Χρείαι) стоика Гекатона передает, что свои записи лекций Теофраста М. сжег. Плутарх Херонейский также упоминает о М.; по его сведениям (Plut. Vit. infelicit. 3, 499b.), М., став киником, вел аскетический образ жизни (спал зимой в овчарне, а летом – в пропилеях храма), по-видимому, отправился в далекие странствия на Восток (в Персию и Мидию). Пренебрегая заботами о теле, М. вполне усвоил кинический максимализм в учении о добродетели и обычай обличения порока. Так, Плутарх приводит его слова, адресованные мегарику Стильпону о том, что его беспутная дочь позорит его (Plut. De tranqu. 6, 468a, ср. тот же сюжет в биографии Стильпона, D. L. II 114), на что, правда, получил от Стильпона ответ, достойный отца и философа.
М. иногда называют создателем литературного жанра хрии (χρεία), краткого рассказа об исторической личности с назиданием. Он стоял у истоков кинической литературной традиции, сочинив сборник о Диогене Синопском с записями его изречений (D. L. VI 41). Диоген Лаэртий выписал всего несколько изречений самого М. («вещи покупаются или ценою денег, как дом, или ценою времени и забот, как воспитание»; «богатство пагубно, если им не пользоваться достойным образом»). Подобные сентенции стали тем словом о реальной жизни, к которой М. пришел, оставив «сонные виденья преисподней» (с этими словами он в молодости бросил в огонь лекции Теофраста).
Фрагменты:
Литература:
М. А. СОЛОПОВА