ИППОЛИТ РИМСКИЙ (̔Ιππόλυτος) (ок. 170–236 н.э.), христианский богослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опровержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор истории греческой философии.
История текст а и авторство. Соч. «Опровержение всех ересей» (Κατὰ πασῶν αἱρέσεων ἔλεγχος) дошло в 2-х частях. 1-я часть (кн. I) впервые была напечатана в 1701; следуя указаниям рукописей, ее автором считали Оригена Александрийского. Впоследствии, в 1-й пол. 19 в., в монастыре на Афоне была обнаружена рукопись (Parisinus suppl. gr. 464) большей части кн. 4-й и остальных кн. 5–10-й (согласно разделению на книги в современных изданиях), которые были опубликованы в 1851 вместе с кн. 1-й как сочинение Оригена. После возникшей дискуссии об истинном авторе сочинения им был признан Ипполит, еп. Римский, современник Каллиста, папы Римского в 217–222 н. э. Текст «Опровержения» был издан как произведение Ипполита Римского в серии Clavis Patrum Graecorum, соч. известно также под названием «Философумена».
Содержание. Название «Философумена» (Φιλοσοφούμενα δόγματα), т.е. «Философские учения» относится к первым четырем книгам (авторская ссылка в Ref. IX, 8, 2), содержащим доксографический материал по истории философии 6–4 вв. до н. э. Согласно И., ереси имеют своим источником языческую мудрость, а не Писание, поэтому он излагает языческую мудрость (в широком смысле: выразителями ее представлены философы, гностики, восточные учения), по сравнению с ересями более древнюю и поэтому более достойную внимания. Кн. 1-я: изложение учений от Фалеса и Пифагора до стоиков, эпикурейцев и академиков. Кн. 2-я посвящена «мистериям, и очень любопытным мыслям, о звездах и пространствах», однако кн. 2–3-я и часть кн. 4-й утрачены. С кн. 5-й начинается изложение ересей в связи с доказательством их языческого происхождения (учение гностика Валентина берет начало «из учений Пифагора и Платона, а не из Евангелия»), которое заканчивается обзором иудейских сект (фарисеев, саддукеев, ессеев), – всего упомянуты 32 ереси. Кн. 10-я: резюме философских учений и ересей, краткая история народов от Авраама до египтян, халдеев и греков, предпринятая с целью показать изначальность веры в единого Бога-Творца, которого не познали греки и их последователи еретики. В заключение дается краткое содержание ветхозаветного и новозаветного Откровения.
Доксография И. (см.: Dox. Gr., p. 144–156) опирается на сведения, сообщаемые более ранними эллинистическими компиляторами (вероятные источники Гераклид Лемб, Арий Дидим, Аэтий), и в большой степени на сочинение Иринея Лионского «Против ересей», которое он иногда просто копирует (содержание доксографии И. с указанием источников см.: Marcovich 1986, p. 18–31; Афонасин 2002, с. 240–244). В изложении философии И. пытается следовать дисциплинарному членению философского знания: сначала излагаются «физики» (Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Анаксимандр и др., Adv. haer. I, 1–16), затем «этики» (Сократ и Платон, I, 17–19), «диалектики» (Аристотель, стоики, Эпикур, академики, брахманы, друиды, Гесиод, I, 20–21), «астрологи», «астрономы», «арифметики» (IV, 1–7; 8–12). К некоторым учениям (Платона, Аристотеля, Гераклита) И. возвращается и в других книгах, приводя новые данные. Наиболее интересны в историко-философском отношении сведения из Ref. IX, 9–10, относящиеся к учению Гераклита (см. DK22 B 50–67, ср. B 1) и к учению Эмпедокла из Ref. VI, 25 (DK31 A 33, B 16) и Ref. VII, 29; 31 (B 29, B 110, B 115, B 131). Доксография Аристотеля, Платона, пифагорейцев представляет известный интерес в качестве источника по школьной эллинистической философии.
Другие сочинения И.: «Против эллинов» (или «О всеобщей причине, против Платона» – фрагменты сохранились у патриарха Фотия, Phot. Cod. 48, однако не ясно, к одному или двум сочинениям они относятся и кто автор; издано как соч. И. в PG 10, 796–801), «Доказательство против иудеев», «Против Маркиона», «Против магов», «Малый лабиринт» (не сохранились); изданы сохранившиеся комментарии на книги Священного Писания, в т. ч. наиболее известный аллегорический комм. на Книгу пророка Даниила, гомилетические и догматические произведения, труды по библейской хронологии и определению даты Пасхи.
Сочинения:
рус. пер.:
Литература:
М. А. СОЛОПОВА