Библиографическое описание:
Солопова М.А. ИППОЛИТ РИМСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 400-402.


ИППОЛИТ РИМСКИЙΙππόλυτος) (ок. 170–236 н.э.), христианский бо­гослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опро­вержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор исто­рии греческой философии.

История текст а и авторство. Соч. «Опровержение всех ересей» (Κατὰ πασῶν αἱρέσεων ἔλεγχος) дошло в 2-х частях. 1-я часть (кн. I) впер­вые была напечатана в 1701; следуя указаниям рукописей, ее автором счи­тали Оригена Александрийского. Впоследствии, в 1-й пол. 19 в., в монасты­ре на Афоне была обнаружена рукопись (Parisinus suppl. gr. 464) большей части кн. 4-й и остальных кн. 5–10-й (согласно разделению на книги в со­временных изданиях), которые были опубликованы в 1851 вместе с кн. 1-й как сочинение Оригена. После возникшей дискуссии об истинном авторе сочинения им был признан Ипполит, еп. Римский, современник Каллиста, папы Римского в 217–222 н. э. Текст «Опровержения» был издан как произ­ведение Ипполита Римского в серии Clavis Patrum Graecorum, соч. известно также под названием «Философумена».

Содержание. Название «Философумена» (Φιλοσοφούμενα δόγματα), т.е. «Философские учения» относится к первым четырем книгам (авторская ссылка в Ref. IX, 8, 2), содержащим доксографический материал по истории философии 6–4 вв. до н. э. Согласно И., ереси имеют своим источником язы­ческую мудрость, а не Писание, поэтому он излагает языческую мудрость (в широком смысле: выразителями ее представлены философы, гностики, восточные учения), по сравнению с ересями более древнюю и поэтому бо­лее достойную внимания. Кн. 1-я: изложение учений от Фалеса и Пифагора до стоиков, эпикурейцев и академиков. Кн. 2-я посвящена «мистериям, и очень любопытным мыслям, о звездах и пространствах», однако кн. 2–3-я и часть кн. 4-й утрачены. С кн. 5-й начинается изложение ересей в связи с до­казательством их языческого происхождения (учение гностика Валентина берет начало «из учений Пифагора и Платона, а не из Евангелия»), которое заканчивается обзором иудейских сект (фарисеев, саддукеев, ессеев), – всего упомянуты 32 ереси. Кн. 10-я: резюме философских учений и ересей, крат­кая история народов от Авраама до египтян, халдеев и греков, предприня­тая с целью показать изначальность веры в единого Бога-Творца, которого не познали греки и их последователи еретики. В заключение дается краткое содержание ветхозаветного и новозаветного Откровения.

Доксография И. (см.: Dox. Gr., p. 144–156) опирается на сведения, со­общаемые более ранними эллинистическими компиляторами (вероят­ные источники Гераклид Лемб, Арий Дидим, Аэтий), и в большой степе­ни на сочинение Иринея Лионского «Против ересей», которое он иногда просто копирует (содержание доксографии И. с указанием источников см.: Marcovich 1986, p. 18–31; Афонасин 2002, с. 240–244). В изложении филосо­фии И. пытается следовать дисциплинарному членению философского зна­ния: сначала излагаются «физики» (Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Анаксимандр и др., Adv. haer. I, 1–16), затем «этики» (Сократ и Платон, I, 17–19), «диалектики» (Аристотель, стоики, Эпикур, академики, брахманы, друиды, Гесиод, I, 20–21), «астрологи», «астрономы», «арифметики» (IV, 1–7; 8–12). К некоторым учениям (Платона, Аристотеля, Гераклита) И. воз­вращается и в других книгах, приводя новые данные. Наиболее интересны в историко-философском отношении сведения из Ref. IX, 9–10, относящие­ся к учению Гераклита (см. DK22 B 50–67, ср. B 1) и к учению Эмпедокла из Ref. VI, 25 (DK31 A 33, B 16) и Ref. VII, 29; 31 (B 29, B 110, B 115, B 131). Доксография Аристотеля, Платона, пифагорейцев представляет известный интерес в качестве источника по школьной эллинистической философии.

Другие сочинения И.: «Против эллинов» (или «О всеобщей причи­не, против Платона» – фрагменты сохранились у патриарха Фотия, Phot. Cod. 48, однако не ясно, к одному или двум сочинениям они относятся и кто автор; издано как соч. И. в PG 10, 796–801), «Доказательство про­тив иудеев», «Против Маркиона», «Против магов», «Малый лабиринт» (не сохранились); изданы сохранившиеся комментарии на книги Священного Писания, в т. ч. наиболее известный аллегорический комм. на Книгу проро­ка Даниила, гомилетические и догматические произведения, труды по биб­лейской хронологии и определению даты Пасхи.

Сочинения:

  • Hippolytus. Refutatio omnium haeresium (= Philosophumena). Ed. M. Marcovich. B., 1986, S. 53–417;
  • Hippolytus Werke. Bd. 1–3. Lpz., 1916. Hldh.; N. Y., 19772;
  • Clavis Patrum Graecorum, cura et studio M. Geerard. Turn., 1915;
  • engl. tr. J. H. Macmahon: The Refutation of all heresies by Hippolytus. Edinb., 1868. Grand Rapids, 19652;
  • Diels H. Doxographi Graeci. B., 1897 (19582), p. 144–156;

рус. пер.:

  • Творения св. Ипполита, епископа Римского. Вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила. Вып. 2. О Христе и Антихристе; О кон­чине мира, и др. Казань, 1898 (репр. Свято-Троицкая Серг. Лавра, 1997),
  • пер. отд. фрагм. «Опровержения всех ересей»:
  • Ref. I, 1 – IV, 48, пер. П. Преображенского, в прило­жении к «Православному обозрению», 1871–1872;
  • Ref. I, 18–20, пер. Е.Д. Матусовой, – Учебники Платоновской философии. М.; Томск, 1995, с. 101–104;
  • Ref. IX, 7–10, пер. С.Н. Муравьева, – Муравьев 1976;
  • Ref. IX, 18–28, пер. М. М. Елизаровой, – Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971, с. 369–373.
  • Ипполит Римский, сщмч. Сохранившийся фраг­мент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона». Пер. и прим. А.Р. Фокина, – Альфа и Омега 13, 2, 1997, с. 96–103 (= Патристика. Новые пе­реводы и статьи. Общ. ред. М. Журинской. Н. Новгород, 2001, с. 40–48);
  • Фрагменты Гераклита из соч. Ипполита см. также по изд: Heraclitea. Ed. S. N. Mouraviev. Part III. Vol. 3. B.2. St.Aug., 2006.

Литература:

  • Osborne C. Rethinking early Greek philosophy, Hippolytus of Rome and the Pre­socratics. L., 1987;
  • Mueller I. Hippolytus retractatus: a discussion of Catherine Osborne, Rethinking early Greek philosophy, – OSAPh 7, 1989, p. 233–251;
  • Edwards M. J. Hippolytus of Rome on Aristotle, – Eranos 88, 1990, p. 25–29;
  • Mansfeld J. Heresiography in context: Hippolytus’ Elenchos as a source for Greek philosophy. Leiden; N. Y., 1992;
  • Mouraviev S.N. Hippolyte, Héraclite et Noët (Commentaire d’Hipp. Ref. IX 8–10), – ANRW II, 36, 6, 1992, S. 4375–4402;
  • Mueller I. Heterodoxy and doxography in Hippolytus’ Refutation of all heresies, – Ibid., S. 4309–4374;
  • Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the third century, Communities in tension before the emergence of a monarch-bishop. Leiden, 1995;
  • Муравьев С.Н. Ипполит цитирует Гераклита, – Из истории античной культуры. М., 1976, с. 120–142;
  • Матусова Е.Д. Учение Платона в изложении Ипполита Римского: «Опровержение всех ересей» I, 19, 4–14, – ВДИ, 1999, 3, с. 130–145;
  • Афонасин Е.В. «В начале было...»: античный гностицизм в свидетельствах христианских апологе­тов. СПб., 2002, c. 56–85;
  • Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I–IV веков. М., 2004;
  • Афонасин Е.В. «Опровержение всех ересей» Ипполита как вспомогательный источник по истории античной науки, – Философия науки, 2005, 2 (25), с. 3–32.

М. А. СОЛОПОВА