Библиографическое описание:
Шахнович М.М. ДИОГЕН ИЗ ЭНОАНДЫ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 332-334.


ДИОГЕН ИЗ ЭНОАНДЫ (Διογένης ὁ Οἰνοανδεύς) (1-я пол. 2 в. н.э.), последова­тель Эпикура из небольшого города в Ликии (Мал. Азия). В 120 н. э. приказал выбить на стенах портика (стои), построенного на главной площади города, надпись, достигавшую более 50 м в длину, прославлявшую Эпикура. Эта надпись извещала о пути достижения счастливой жизни – следовании философско­му учению Эпикура, поэтому в ней излагались основные положения эпику­рейской этики и физики. Камни стои позже были использованы при строи­тельстве южной городской стены Эноанды, так что расшифровка надписи в наше время стала похожа на разгадывание головоломки. Надпись была обнаружена в сер. 80-х 19 в., однако настоящее ее изучение началось лишь в 60-е 20 в. Надпись из Эноанды – важный историко-философский доку­мент, позволяющий судить о характере и распространенности эпикурейско­го учения в 1–2 вв. н.э. Содержащаяся в надписи полемика дает ценную информацию и о других философских школах того времени.

Скорее всего, идея создания столь грандиозного философско-сотерио­логического послания возникла у Д. под влиянием, с одной стороны, гре­ческой традиции: изречения семи мудрецов, «полезные людям» (Pausan. X, 24, 1), были начертаны в пронаосе Дельфийского храма, с другой – рас­пространением в Мал. Азии монументальных эпиграфических памятников, прославлявших римских императоров.

Д. излагал философию Эпикура, вероятно, по распространенным сре­ди его последователей сборникам писем и максим. В надписи приведе­ны изречения из «Главных мыслей» (Diog. Oen., fr. 29, 30, 32–34), цита­ты как из известных нам, так и ранее не найденных писем Эпикура: его «Письмо к Досифею», «Письмо к матери», «Письмо друзьям (эпикурей­цам) в Лампсаке». К сочинениям самого Д. относят т. н. «Трактат по физи­ке» и «Трактат по этике», представляющие собой разрозненные фрагменты надписи, между которыми в процессе реконструкции обнаружилась связь и выявилась структура двух сочинений; трактат «О прежних временах» (ранее его исследователи называли «О золотом веке»); «Письмо к друзьям (на Родосе?)», «Письмо к Антипатру» о множественности миров, «Письмо к Дионисию», изречения Диогена. Подражая Эпикуру во всем, Д. обнаро­довал не только свои философские идеи, но и свое завещание и переписку с «друзьями», т.е. другими эпикурейцами. Известно, что Д. получил обра­зование на Родосе и, вероятно, там приобщился к эпикурейской филосо­фии. Содержательно в надписи можно выделить три основных раздела: всту­пление, физика, этика. В своеобразном предисловии к своей каменной кни­ге Д. заявил, что большинство людей страдают из-за ошибочных мнений о вещах, передавая невежество друг другу, подобно тому как во время чумы люди передают друг другу болезнь. Д. решил просветить всех людей, своих современников и потомков, сограждан и чужеземцев (Diog. Oen., fr. 3), при этом себя он рассматривал как новое воплощение Эпикура. Д. полагал, что все могут обрести мудрость, подражая Эпикуру, и тогда смогут жить как боги во взаимной любви и справедливости. В духе эпикурейского учения он указал на то, что мешает счастью, – это страх перед болью, страх смерти и страх перед богами (fr. 2). Он отмечал, что неумеренные страсти, т. е. же­лания, переходящие границы, означенные природой, также вызывают смя­тение и страдание (fr. 34).

Физический раздел пострадал сильнее прочих, от него сохранился ма­териал о предшествующих эпикурейской философии учениях и полемика со скептиками о возможности познаваемости природных явлений. Кроме того, имеются фрагменты об атомизме Демокрита, в которых этому учению дается положительная оценка, однако оспаривается отрицание Демокритом качеств у атомов; вслед за Эпикуром Д. принимает учение об «отклонении» атомов от прямолинейного движения. В составе физического выделяют трактат, посвященный разработке эпикурейской теории бесконечного мно­жества миров; аргументация Д. основана на тезисах о бесконечности про­странства и бесконечного числа атомов, из которых должно образоваться бесконечное число миров.

Этический раздел начинается с похвалы философии, в нем излагается эпикурейское учение о достижении счастья в разумных удовольствиях, ко­торые сопутствуют добродетели. Текст Д. в целом отличает характерная для произведений эпикурейской школы полемическая заостренность: он спо­рил с Демокритом и стоиками по поводу веры в вещие сны (fr. 9); выступал против учения стоиков о провиденциальном устройстве мира (fr. 21); кри­тиковал учение о метемпсихозе Пифагора и Эмпедокла (fr. 40–42); как и его современник Лукиан из Самосаты, разоблачал мантику и оракулы (fr. 19). Д. возражал стоикам, утверждавшим, что души глупцов погибают сразу по­сле смерти тела, а мудрецов – продолжают жить, хотя и они не бессмерт­ны, и говорит, что это нелепо, т.к. природа всех душ одинаково смертна. Критикуется и стоическое учение о добродетели: конечная цель – счастье, а добродетели – только средства для его достижения, а стоики ошибочно делают добродетель самоцелью.

Подобно Филодему из Гадары, Д. защищал эпикурейцев от обвине­ний в безбожии, указывая, что безбожием отличались учения последова­телей не их школы, а других философов, в частности Диагора Мелосского и Протагора из Абдеры (fr. 16). Представляет особенный интерес заключи­тельная часть надписи Д. – трактат «О прежних временах», в котором он при­способил традиционный эпикуреизм к языку и духу своего времени. Д. ве­рил в грядущее наступление «золотого века». Он мечтал о том времени, когда идеалы Сада станут всеобщими. Все будут мирно заниматься земледелием, а в часы досуга – философией. В обществе будет царить справедливость, от­ношения наполнятся взаимной любовью, и тогда «жизнь богов перейдет к людям» (fr. 56).

Фрагменты:

  • Diogenes of Oinoanda. The Epicurean Inscription. Ed. with introd., transl. and notes by M. F. Smith. Nap., 1993;
  • Supplement to Diogenes of Oinoanda, the Epicurean Inscription. Ed. by M. F. Smith. Nap., 2003;
  • Diogenis Oenoandensis fragmenta. Rec. C. W. Chilton. Lipsiae, 1967;
  • Diogenes of Oenoanda. The Fragments. Tr. and comm. by C. W. Chilton. L.; N. Y., 1971;
  • Smith M.F. Fifty-Five New Fragments of Diogenes of Oenoanda, – Anatolian Studies 28, 1978, p. 39–92.

Литература:

  • Laks A., Millot C. Réexamen de quelques fragments de Diogène d’Oenoanda sur l’âme, la connaissance et la fortune, – Bollack J., Laks A. (edd.). Études sur l’épicurisme an­tique. Lille, 1976, p. 319–357;
  • Hall A.S. Who was Diogenes of Oenoanda? – JHS 99, 1979, p. 160–163;
  • Clay D. An Epicurean Interpretation of Dreams, – AJP 101, 1980, p. 342–345;
  • Casanova A. Contributi per un’edizione commentata dei frammenti di Diogene d’Enoanda, – Prometheus 7, 1981, p. 225–246;
  • Casanova A. La critica di Diogene d’Enoanda alla metempsicosi empedoclea, – Studi in onore di A. Barigazzi. R., 1986, p. 110–130;
  • Clay D. A Lost Epicurean Community, – GRBS 30, 2, 1989, p. 313–335;
  • Clay D. The Philosophical Inscription of Diogenes of Oenoanda: New Discoveries 1969–1983, – ANRW II 36, 4, 1990, p. 2446–2559;
  • Gordon P. Epicurus in Lycia: The Second-Century World of Diogenes of Oenoanda. Ann Arbor, 1996;
  • Casanova A. Qualche riflessione sui frammenti dell’iscrizione di Diogene d’Enoanda, – Fragmentsammlungen philosophischer Texte der Antike. Le raccolte dei frammenti di filosofi antichi. Atti del seminario internazionale Ascona, Centro Stefano Franscini 22–27 settembre 1996. Hrsg. v. W. Burkert et al. Gött., 1998, S. 263–272.

Библиография:

  • Smith M.F. A Bibliography of Work on Diogenes of Oenoanda (1892–1981), – ΣΥΖΗΤΗΣΙΣ. Studi sull’epicureismo Greco e Romano. Vol. II. Nap., 1983, p. 683–695.

М. М. ШАХНОВИЧ