Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 329-330.


ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (Διογένης ὁ Απολλωνιάτης) (неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н.э.), др.-греч. ес­тествоиспытатель и натурфилософ. В 420-е жил и учил в Афинах – его уче­ние пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего – судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Д. «О природе», выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недос­тупны сочинения «Против софистов» (т. е. против философов – словоупот­ребление 5 в. до н. э.), «Метеорология» и физиолого-анатомический трактат «О природе человека». Д. возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконеч­ной Левкипповой пустоте, наполненной Анаксименовым воздухом, в ре­зультате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора – такова Вселенная Д., казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и за­имствования из космогонии Анаксимандра – и тем не менее правильнее бу­дет говорить об органическом синтезе.

Натурфилософия Д. – монистическая реакция на плюралистические системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был на­правлен трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на при­сущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Д. фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескаче­ственной материи (Аристотель сам сознавал, что Д. предвосхитил его тео­рию субстрата противоположностей, см. «О возникновении и уничтоже­нии» 322b). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Д.) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Д. впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе, чем кто-либо из досократиков, подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и «наилучшее из всех воз­можных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесо­образной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция – это душа–дыхание–воздух. Воздух не только генетический, но и управляю­щий принцип мира: как таковой – он «бог», который «правит». В целом философия природы Д. ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пневмы» и «провидения».

Фрагменты:

  • DK II, 51–66;
  • Ionici. Testimonianze e frammenti. Ed. A. Maddalena. Firenze, 1963, p. 244.
  • ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты ранних греческих философов, 1989, с. 540–561.

Литература:

  • Theiler W. Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung dis auf Aristoteles, Zürich; Leipzig, 1925;
  • Jaeger W.W. The theology of the early Greek philosophers. Oxford, 1948;
  • Zafiropulo J. Diogene d’Apollonie. Paris, 1956;
  • Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von Apollonia? – Philol 107, 1963, S. 131–138;
  • Laks A. Diogène d’Apollonie: La Dernière Cosmologie Présocratique. Lille; Paris, 1983.

А. В. ЛЕБЕДЕВ