Библиографическое описание:
Зайцев А.И. «ПОЛИТИКА» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 599-600.


«ПОЛИТИКА» (τὰ Πολιτικά), сочинение Аристотеля; как и другие его т. н. эзотерические сочинения, никогда не публиковалась при жизни. Текст сложился в ходе разработки Аристотелем учения о государстве, тесно свя­занной с изучением конкретных особенностей государственного устройст­ва 158 государств (в подавляющем большинстве греческих) и составлением совместно с учениками их «Политий» – описаний государственного строя. (Одна из них – «Афинская полития» – до нас дошла.) Эта работа Аристотеля была неразрывно связана с его преподаванием в Ликее, и наш текст «П.», видимо, восходит к нескольким курсам лекций, не увязанным между со­бой полностью. В нынешнем виде кн. I посвящена предпосылкам возник­новения государства, кн. II разбирает идеи предшественников Аристотеля о совершенном государстве, в кн. III дается классификация форм государст­венного устройства, в кн. IV–VI описывается механизм функционирования существующих форм государства, а кн. VII–VIII сам Аристотель характе­ризует как исследование о наилучшем государственном строе. Гипотезы о том, что сам Аристотель имел в виду иную последовательность названных разделов не нашли убедительного подтверждения. Ряд достаточно прозрач­ных намеков на политику Александра Македонского в отношении грече­ских полисов указывает на то, что Аристотель продолжал работу на «П.» после 336 в правление Александра, на которого он возлагал большие на­дежды. С другой стороны, кн. VII–VIII несут в себе следы мировоззрения Платона в первые годы после разрыва с Академией Платона (347).
Аристотель в «П.» воспринимает греческий полис как естественную форму государственности. Крупные территориальные государства, в т. ч. возникшую на его глазах державу Александра, Аристотель фактически иг­норирует. Аристотель подразделяет формы государственного устройства на три типа правильных форм, в которых государством управляют ради об­щего блага, и соответствующие им три типа извращенных форм, где пра­вящие руководствуются своими эгоистическими интересами. Правильная форма правления одного человека – монархия, опирающаяся на традицию, извращенная – тирания, возникающая в результате насильственного захва­та власти. Правильная форма правления немногих – аристократия, власть людей родовитых, состоятельных, хорошо образованных и управляющих полисом ради общего блага; извращенная форма правления немногих – олигархия, власть богатых, чаще всего лишь недавно разбогатевших, ис­пользующих власть лишь для преумножения своих богатств. Правильную форму правления большинства Аристотель называет политией и говорит, что «при ней народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властво­вать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных лю­дей в соответствии с их заслугами» (Polit. 1288a13–16). Извращенной фор­мой правления большинства Аристотель считает демократию, при которой бедные, составляющие большинство, правят в своих эгоистических интере­сах, ущемляя права зажиточных граждан. Полития является для Аристотеля наилучшей формой правления, но он нигде не говорит о реально сущест­вующем государственном строе этого типа, хотя, возможно, предполагал ее существование в Греции в более раннюю эпоху. В духе сократовско-пла­тоновской традиции Аристотель с недоверием относится к массе, но на его отношение к демократии не могла не повлиять повсеместная ее деградация в 4 в. до н.э. Аристотель считает рабство необходимым для блага общест­ва и справедливым установлением: рабами должны быть люди, предназна­ченные к этому их собственной природой, как правило «варвары» – негре­ки. Аристотель разбирает, подвергает критике и отвергает известные ему планы радикальных преобразований общества, в частности предложенные Платоном в «Государстве» и в «Законах». В целом «П.» сохраняет и сего­дня свое значение и как фундамент дескриптивного изучения политических форм и процессов, и как первое методическое изложение консервативной политической идеологии.
Рус. пер.: Н. Скворцова (1865), C. А. Жебелева (1911).
Текст: Aristotelis Politica. Rec. W. D. Ross. Oxf., 1957; греч. текст и комм.: Newman W. L. The Politics of Aristotle. Vol. 1–4. Oxf., 1887–1902; нем. пер. и комм.: Aristoteles’ Politik. Eingeleitet, kritisch hrsg. und mit Indices versehen von A. Dreizehnter. Münch., 1970; греч. текст, франц. пер., комм.: Aristote. Politique. Text ét. et trad. par J. Aubonnet. T. I–III. P., 1960–1989; англ. пер и комм.: Saunders T. J. Aristotle, Politics. Books 1 and 2. Oxf., 1995; Robinson R. Aristotle, Politics. Books 3 and 4. Oxf., 1962; Keyt D. Aristotle, Politics. Books 5 and 6. Oxf., 1999; Kraut R. Aristotle, Politics. Books 7 and 8. Oxf., 1997. Политика. Пер. С. А. Жебелева, прим. А. И. Доватура, – Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984, с. 375–644; 759–779 (комм.).
Лит.: Arnim H. von. Zur Entstehungsgeschichte der aristotelischen Politik. W., 1924; Weil R. Aristote et l’histoire: essai sur la «Politique». P., 1960; ENTRETIENS 11. La «Politique» d’Aristote. Sept exposés et discussions. Vandv.; Gen., 1965; Schriften zu den Politika des Aristoteles. Hrsg. v. P. Steinmetz. Hldh.; N. Y., 1973; Bien G. Die Grundlegung der politischen Philosophie bei Aristoteles. Freib.; Münch., 1973; Mulgan R. G. Aristotle’s Political Theory. Oxf., 1977; Kamp A. Die politische Philosophie des Aristoteles und ihre metaphysischen Grundlagen: Wesenstheorie und Polisordnung. Freib.; Münch., 1985; Aristoteles Politik (Akten des XI. Symposium Aristotelicum). Hrsg. von G. Patzig. Gött., 1990; Keyt D., Miller F. D. (edd.). A Companion to Aristotle’s «Politics». Oxf.; Camb. (Mass.), 1991; Simpson P. L. P. A Philosophical Commentary on the Politics of Aristotle. Carolina, 1998; Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.; Л., 1947; Доватур А. И. Политика и поли­тии Аристотеля. М.; Л., 1965.
Библ.: Touloumakos J. Aristoteles’ «Politik», 1925–1985, – Lustrum 32, 1990, p. 177– 282; 35, 1993, p. 181–289.

А. И. ЗАЙЦЕВ