Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. НЕОПИФАГОРЕИЗМ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 504.


НЕОПИФАГОРЕИЗМ, направление греч. философии 1 в. до н.э. 3 в. н.э., тесно связанное и переплетающееся со Средним платонизмом (Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Плутарх Херо- нейский, Модерат, Никомах из Герасы, Теон из Смирны, Нумений и др.). Н. вновь придал самостоятельное значение методам математического сим­волизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое – многое, монада – диада, тождество – различие, чётное – нечётное, точка – линия – плоскость – тело и др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и катартики. В отличие от Среднего платонизма Н. считал перво­началом не ум (нус), но монаду – диаду, согласно изложению пифагорейско­го учения у Александра Полигистора (D. L. VIII 24–33) и Секста Эмпирика (Adv. math. X 248–284). Выше монады–диады Евдор помещал единое, которое Модерат из Гадиры (1 в. н.э.), согласно изложению его концеп­ции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное начало; второе единое у Модерата – это область идей-парадигм, душа – третье единое, причаст­ное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогоническим мифом «Тимея». У Никомаха первый бог (монада) пред­стаёт как демиург, рождающий диаду, и ум – принцип бытия и познания всех вещей. Нумений из Апамеи проводил различие между «отцом» (первый бог, он же ум) и «создателем» (второй бог) – двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». В дальнейшем Н. перестаёт быть самостоятельным течением философской мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (мате­матика, аскетика, катартика, «божественный» статус учителя, основателя школы, толкование избранного круга «священных» текстов) благодаря Н. усваивается неоплатонизмом.

Фрагменты:

  • Vogel C. J. de. Greek philosophy. A collection of texts. Vol. 3. Leiden, 1959, p. 340–353;
  • Thesleff H. (ed.). Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Abo, 1965.

Литература:

  • Dodds E.R. The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One», – CQ 22, 1928, p. 129–143;
  • Idem. Numenius and Ammonius, – ENTRETIENS 5. Les sources de Plotin. Vandv.; Gen.,1960, p. l–33;
  • Thesleff H. An introduction to the Pythagorean writings of the hellenistic period. Abo, 1961;
  • O’Meara D. Pythagoras Revived. Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxf., 1989.

См. также лит. к ст. Средний платонизм, Нумений.

Ю. А. ШИЧАЛИН