АЛЕКСИН (̕Αλεξίνος) из Элиды (кон. 4 – нач. 3 в. до н. э.), греческий философ, представитель Мегарской школы, один из преемников Евбулида. Диоген Лаэртий (D. L. II 109), ссылаясь на Гермиппа, сообщает, что А. переселился из Элиды в Олимпию, где какое-то время преподавал, имея намерение основать таким образом новую «олимпийскую школу». Однако вскоре из мало пригодной для жительства Олимпии он с учениками ушел.
Сочинения А. не сохранились, по названиям известны: «Опровер жения» (̕Αντιγραφαί), «О воспитании» (Περὶ ἀγωγῆς), «Записки» (̕Απομνημονεύματα), «О самодостаточности» (Περὶ αὐταρκείας). Кроме того, он писал против стоика Зенона и историка Эфора и сочинил пеан в честь Кратера Македонца. Судя по сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям, А. был прежде всего эристиком, подобно мегарику Менедему из Эретрии. За увлечение спорами его прозвали ̕Ελεγξῖν («Опровергатель», в пер. М. Л. Гаспарова «Укусин»). Мегарская школа не представляла собой единого направления, так что, хотя А. считался мегариком, сам он не проявлял школьной лояльности и, напр., о Стильпоне из Мегары говаривал «всякие гадости в городе на прогулке» (Plut. De vit. pud. 536a9–10).
Излюбленной мишенью А. был стоик Зенон из Кития, чьи доказательства разумности и одушевленности космоса (см. SVF I 111 = Sext. Adv. math. IX 104) А. пародировал следующим образом: «Способный к поэтическому творчеству лучше неспособного, а грамотный – неграмотного, и так же в случае со всеми остальными искусствами: тот, кто в них разбирается, лучше того, кто не разбирается; но нет ничего лучше космоса. Следовательно, космос способен к поэтическому творчеству и грамотен» (Adv. math. IX 108–109). Секст называет этот силлогизм А. «передергиванием» (παραβολή). Но сами стоики внимательно отнеслись к критике А. – Аристон Хиосский написал специальное сочинение «Против возражений Алексина» (SVF I 333 [12]).
Фрагм.:
Лит.:
М. А. СОЛОПОВА