Библиографическое описание:
Верлинский А.Л. ФРАСИМАХ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 778-779.


ФРАСИМАХ (Θρασύμαχος) из Халкедона (2-я пол. 5 в. до н.э.), др.-греч. оратор и софист. Автор эпидейктических и политических речей («В защи­ту жителей Ларисы», т. наз. «Речь о государственном устройстве», отрывок из которой приводит Дионисий Галикарнасский как образец «смешанно­го стиля», основоположником которого был Фрасимах, согласно Теофрасту, В 1), а также руководств по риторике (85 А 13), в т. ч. т. наз. «Великого искусст­ва» (Μεγάλη τέχνη В 3), от которых сохранились немногочисленные фраг­менты. В своем красноречии стремился воздействовать преимущественно на эмоции (В 5; 6).

В диалоге Платона «Государство» Ф. выступает как защитник по­ложения, что справедливо то, что полезно сильнейшему (Resp. I, 338с). «Справедливое» и «несправедливое» существует лишь для подданных и сводится к исполнению и неисполнению тех законов, которые в каждом государстве установили в собственных интересах их правители (338е). В отличие от Калликла, защищающего господство сильнейшего как «закон природы», следование которому требует ниспровержения существующего порядка вещей (сложившегося в результате подчинения законам, установ­ленным некогда в интересах слабых), Ф. видит в господстве сильнейших неизбежный признак любого государственного строя, будь то демократия, олигархия или тирания. Под натиском аргументов Сократа, доказываю­щего, что любое искусство, в т. ч. политическое, служит интересам тех, кто не обладает этим искусством, т. е. более слабых, а не интересам но­сителя искусства, Ф. заново формулирует свою позицию (343a–344d): ис­кусство правителя состоит в заботе о подданных, но он заботится о них, подобно тому как пастух об овцах – т. е. имея в виду в конечном счете собственную выгоду (Ф., по-видимому, исходит из того, что при любом порядке содержание «справедливого», т. е. обязательного для более сла­бых, примерно соответствует существующим морально-правовым нор­мам, запрещающим кражу, насилие и т. д., 344bc). Доказательством при этом служит само реальное положение вещей, при котором несправедли­вый всегда выигрывает по сравнению со справедливым и тем в большей степени, чем больше размах его преступлений (их апогей – захват тира­нической власти).

В какой мере второе рассуждение Ф. совместимо с первым и соответ­ствует позиции исторического Ф., является предметом дискуссий (Kerferd, Maguire, Reeve). Оба, во всяком случае, подразумевают релятивистское выведение норм справедливости (действующих лишь для подданных) из того, что выгодно правителю, и отрицание каких-либо безусловных нравственных норм, которыми он должен руководствоваться. Второе рас­суждение показывает, что понятие «более сильный» не имеет статичного характера: тот, кто безнаказанно нарушает существующие нормы, уста­новленные «более сильными», одерживает над ними верх в конкретной ситуации, а в конечном счете, дойдя до вершины несправедливости, может достичь и власти, так что начнет диктовать собственные законы (здесь ре­лятивист-Ф. сближается с Калликлом, сторонником «естественного пра­ва»). То, что Ф. до какой-то степени сочувствует жертвам несправедливо­сти, видя в нормах морали и права неизбежное проявление воли сильных (ср. его пессимистическое высказывание о том, что боги не вмешиваются в человеческие дела, поскольку иначе они не потерпели бы пренебреже­ние несправедливостью, B 8), не вносит каких-либо изменений в его эти­ческий релятивизм.

Фрагменты и свидетельства

  • DK II, 319–326
  • Маковельский А.О. Софисты. Вып. 2. Баку, 1941);
  • I sofisti: Testimonianze e frammenti. Fasc. III. Ed. M. Untersteiner. Fir., 19672, p. 2–37.

Литература

  • Schwartz E. Comm. de Thrasymacho Chalcedonio. Rostock, 1892; Oppenheimer K. Thrasymachos (1), – RE, Reihe 2, Hbd. 11, 1936, 584–592;
  • Kerferd G.B. The Doctrine of Thrasymachus in Plato’s «Republic» (1947), – Sophistik. Hrsg. v. C.J. Classen. Darmst., 1976, S. 545–563;
  • Idem. The Sophistic Movement. Camb., 1981, p. 120–123;
  • Maguire J. P. Thrasymachus – or Plato? (1971), – Sophistik. Hrsg. v. C. J. Classen, 1976, S. 564–590;
  • Reeve C.D.C. Socrates meets Thrasymachus, – AGPh 67, 1985, S. 246–265;
  • Algra K. Observations on Plato’s Thrasymachus, – Polyhistor: Studies… presented to J. Mansfeld. Ed. K.A. Algra et al. Leiden, 1996, p. 41–60;
  • Yunis H. Thrasymachus B 1: Discord, not diplomacy, – CPhil 92, 1997, p. 58–66;
  • Hoffmann J.H. Das Recht im Denken der Sophistik. Stuttg.; Lpz., 1997; Everson S. The Incoherence of Thrasymachus, – OSAPh 16, 1998, p. 99–131.

А. Л. ВЕРЛИНСКИЙ