Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 698-699.


СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, условно выделяемый в истории античного пла­тонизма хронологический период после закрытия платоновской Академии в Афинах в 88 до н. э. (см. также Филон из Ларисы) и до Плотина (хотя еще ученики Плотина Амелий и Порфирий сохраняют ряд среднеплатони­ческих установок). В доктринальном плане переход от Среднего платониз­ма к неоплатонизму означал жесткое противопоставление сферы бытия вышебытийному началу – первому богу, единому, или благу; а в пределах ума-бытия – тождество демиурга платоновского «Тимея» и ума, в пределах которого помещается образец-парадигма).
По основной философской установке Средний платонизм противопос­тавлен предшествующему скептическому периоду как догматизм (начиная с Антиоха Аскалонского), институционально не связанный с Академией, и развивающийся в ряде центров (Александрия, Рим, Афины, Херонея, Смирна, Апамея).
Начиная с Евдора Александрийского платонизм возвращается к свой­ственной Платону и Древней Академии пифагорейской ориентации (ср. также Трасилла, издателя известного нам корпуса платоновских сочине­ний, Плутарха Херонейского, Модерата, Никомаха из Герасы, Нумения Апамейского), в пределах которой развивается сакрализация образа Платона (Апулей) и его текстов (прежде всего – «Тимея» – у Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Теона Смирнского; и «Парменида» – вероятно, уже у Модерата; ср. также «Второе Письмо», представляющее собой, ско­рее всего, пифагорейскую подделку).
В отношении к другим школам Средний платонизм обнаруживает раз­ные тенденции: антиаристотелевская (Евдор, Лукий, Никострат, Аттик) со­провождается стремлением вместить аристотелизм в качестве пропедевти­ки (прежде всего логической) платоновского учения, что ярко проявилось у Алкиноя, для которого также характерна – вопреки резкому антистои­цизму Плутарха Херонейского – стоическая ангажированность (ср. также Анонимный Комментарий к платоновскому «Теэтету»), в связи с чем вооб­ще говорится об эклектическом характере платонизма этого периода.
Популярный платонизм, развивающийся во 2 в. н. э. (Апулей, Максим Тирский), имеет в качестве основы две школьные тенденции: составле­ние учебников платонизма (Апулей, Алкиной) и комментирование текстов Платона (Альбин, Анонимный комментарий к платоновскому «Теэтету», ср. также Кальвена Тавра, Аттика, Гарпократиона из Аргоса; вариант школьно­го догматического платонизма как базы медицинской теории дает Гален).
Антихристианская тенденция Среднего платонизма (Цельс, который, по слову Оригена, ἐν πολλοῖς πλατωνίζειν θέλει – C. Cels. IV 83, ср. тж. Порфирий) сопровождается, с одной стороны, стремлением объединить Платона и Моисея (Нумений), с другой, – противопоставить христианст­ву собственный богооткровенный текст («Халдейские оракулы»; изданные Порфирием «Эннеады» Плотина, открывающего неоплатонизм).
Но уже в самом начале эпохи Среднего платонизма мы находим фигуру Филона Александрийского, продемонстрировавшего возможный путь прин­ципиального расширения базы опорных текстов платонического философ­ствования и нашедшего широкий отклик в христианском богословии.
На перепутьях указанных тенденций платонизм этого периода постепенно обретает те качества, которые позволили ему остаться единственной школой, пережившей смерть язычества, сумевшей сохранить и реально приумножить духовные богатства античной философии, обеспечив ей преемственность в христианстве Византии и Запада, а также в мусульманской философии.
Источники: Baltes M., Dörrie H. (hrsg.). Der Platonismus in der Antike. Grundlagen – System – Entwicklung. Sammlung, Edition, Übersetzung und Kommentierung aller zum Platonismus – besonders der Periode 80 v. Chr. – 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. Übergreifende Darstellung. Bd. VI 1–2. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987–2002–.
Лит.: Witt R. E. Albinus and the History of Middle Platonism. Camb., 1937; ENTRETIENS 3. Recherche sur la Tradition Platonicienne. Sept Exposés. Vandoeuvres-Genève, 12–20 août 1955. Vandv.; Gen., 1955; Dörrie H. Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelplatonismus, – ENTRETIENS 5. Les Sources de Plotin. Dix Exposés et Discussions, 21–29 août 1957. Vandv.; Gen., 1960, p. 191–242; Idem. Platonica minora. Münch., 1976; Krämer H. J. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.; N. Y., 1971; Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977 (19962); Zintzen C. (hrsg.). Der Mittelplatonismus. Darmst., 1981; Lilla S. Introduzione al medio platonismo. R., 1993; Шичалин Ю. А. К вопро­су о платонической традиции (рец. на книгу H. J. Krämer. Platonismus und hellenistische Philosophie), – ВДИ, 1981, 3, с. 190–194; Он же. История античного платонизма в инсти­туциональном аспекте. М., 2004, с. 246–260.
Библ.: Deitz L. Platonisme antérieur à Plotin, – ANRW II 36, 1, 1987, p. 124–128.

Ю. А. ШИЧАЛИН