СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, условно выделяемый в истории античного платонизма хронологический период после закрытия платоновской
Академии в Афинах в 88 до н. э. (см. также
Филон из Ларисы) и до
Плотина (хотя еще ученики Плотина
Амелий и
Порфирий сохраняют ряд среднеплатонических установок). В доктринальном плане переход от Среднего платонизма к
неоплатонизму означал жесткое противопоставление сферы бытия вышебытийному началу – первому богу, единому, или благу; а в пределах ума-бытия – тождество демиурга платоновского
«Тимея» и ума, в пределах которого помещается образец-парадигма).
По основной философской установке Средний платонизм
противопоставлен предшествующему скептическому периоду как догматизм (начиная с
Антиоха Аскалонского), институционально не связанный с Академией, и развивающийся в ряде центров (Александрия, Рим, Афины, Херонея, Смирна, Апамея).
Начиная с
Евдора Александрийского платонизм возвращается к свойственной Платону и Древней Академии пифагорейской ориентации (ср. также
Трасилла, издателя известного нам корпуса платоновских сочинений,
Плутарха Херонейского,
Модерата,
Никомаха из Герасы,
Нумения Апамейского), в пределах которой развивается сакрализация образа Платона (
Апулей) и его текстов (прежде всего – «Тимея» – у Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского,
Теона Смирнского; и «Парменида» – вероятно, уже у Модерата; ср. также «Второе Письмо», представляющее собой, скорее всего, пифагорейскую подделку).
В отношении к другим школам Средний платонизм обнаруживает разные тенденции: антиаристотелевская (Евдор, Лукий, Никострат,
Аттик) сопровождается стремлением вместить аристотелизм в качестве пропедевтики (прежде всего логической) платоновского учения, что ярко проявилось у
Алкиноя, для которого также характерна – вопреки резкому антистоицизму Плутарха Херонейского – стоическая ангажированность (ср. также
Анонимный Комментарий к платоновскому «Теэтету»), в связи с чем вообще говорится об эклектическом характере платонизма этого периода.
Популярный платонизм, развивающийся во 2 в. н. э. (
Апулей,
Максим Тирский), имеет в качестве основы две школьные тенденции: составление учебников платонизма (Апулей, Алкиной) и комментирование текстов Платона (
Альбин, Анонимный комментарий к платоновскому
«Теэтету»,
ср. также
Кальвена Тавра, Аттика,
Гарпократиона из Аргоса; вариант школьного догматического платонизма как базы медицинской теории дает
Гален).
Антихристианская тенденция Среднего платонизма (
Цельс, который, по слову Оригена, ἐν πολλοῖς πλατωνίζειν θέλει –
C. Cels. IV 83, ср. тж. Порфирий) сопровождается, с одной стороны, стремлением объединить Платона и Моисея (Нумений), с другой,
– противопоставить христианству собственный богооткровенный текст («
Халдейские оракулы»; изданные Порфирием «Эннеады» Плотина, открывающего неоплатонизм).
Но уже в самом начале эпохи Среднего платонизма мы находим фигуру
Филона Александрийского, продемонстрировавшего возможный путь принципиального расширения базы опорных текстов платонического философствования и нашедшего широкий отклик в христианском богословии.
На перепутьях указанных тенденций платонизм этого периода постепенно обретает те качества, которые позволили ему остаться единственной школой, пережившей смерть язычества, сумевшей сохранить и реально приумножить духовные богатства античной философии, обеспечив ей преемственность в христианстве Византии и Запада, а также в мусульманской философии.
Источники: Baltes M.,
Dörrie H. (hrsg.). Der Platonismus in der Antike. Grundlagen – System – Entwicklung. Sammlung, Edition, Übersetzung und Kommentierung aller zum Platonismus – besonders der Periode 80 v. Chr. – 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. Übergreifende Darstellung. Bd. VI 1–2. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987–2002–.
Лит.:
Witt R. E. Albinus and the History of Middle Platonism. Camb., 1937; ENTRETIENS 3. Recherche sur la Tradition Platonicienne. Sept Exposés. Vandoeuvres-Genève, 12–20 août 1955. Vandv.; Gen., 1955;
Dörrie H. Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelplatonismus, – ENTRETIENS 5. Les Sources de Plotin. Dix Exposés et Discussions, 21–29 août 1957. Vandv.; Gen., 1960, p. 191–242;
Idem. Platonica minora. Münch., 1976;
Krämer H. J. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.; N. Y., 1971;
Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977 (1996
2);
Zintzen C. (hrsg.). Der Mittelplatonismus. Darmst., 1981;
Lilla S.
Introduzione al medio platonismo. R., 1993;
Шичалин Ю. А. К вопросу о платонической традиции (рец. на книгу H. J. Krämer. Platonismus und hellenistische Philosophie), –
ВДИ, 1981, 3, с. 190–194;
Он же. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2004, с. 246–260.
Библ.:
Deitz L. Platonisme antérieur à Plotin, – ANRW II 36, 1, 1987, p. 124–128.
Ю. А. ШИЧАЛИН