Библиографическое описание:
Солопова М.А. АНАКСАРХ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 114-116.


АНАКСАРХΑνάξαρχος) из Абдеры (ок. 380–320 до н. э.), греческий фи­лософ, известный как приближенный Александра Македонского и учитель Пиррона из Элиды. Согласно Диогену Лаэртию (D. L. IX 58), его расцвет приходится на 110 ол. (340–337). А. был продолжателем атомистическо­го направления в философии, восходящей к Демокриту: учился у Диогена из Смирны, слушателя Метродора Хиосского, который слушал, в свою оче­редь, учеников Демокрита Несса Хиосского и Метродора из Абдеры.

Немногие сохранившиеся свидетельства о жизни А. содержатся в био­графиях Александра Македонского (у Плутарха из Херонеи) и Пиррона (у Диогена Лаэртия). А. постоянно находился в ближайшем царском ок­ружении, сопровождал Александра во время его восточного похода, когда имел возможность увидеть индийских мудрецов, «гимнософистов и магов». В это время в числе его постоянных слушателей уже был Пиррон, которо­го А. укреплял в искусстве «безразличия» (апатии) и «безлюбия» (ср. IX 63). Вскоре после смерти Александра А., имевший прозвище Счастливчик (εὐδημονικός, Sext. Adv. math. VII 48), был жестоко убит своим недоброже­лателем тиранном Кипра Никокреонтом (ок. 320 до н. э.). Слова, сказанные А. перед смертью своему мучителю: «давай, толки шкуру Анаксарха, тебе никогда не истолочь его самого» (D. L. IX 59) на закате Античности цити­руют неоплатоники Олимпиодор и Элий (Olymp. In Gorg. 185, 20–22; Elias. In Isag. 22, 25–26), поясняя различие между душой и телом.

По словам Плутарха, А. «пошел в философии особым путем и был известен своим презрительным отношением к общепринятым взглядам» (Plut. Alex. 52). Судя по сохранившимся свидетельствам, этот «особый путь» А. в философии умещается в рамки риторических упражнений в вос­хвалении Александра и побуждении царя к доблестному поведению в духе правды и правосудия. По-видимому, он затрагивал также и некоторые на­турфилософские темы (у Стобея А. даже назван «физиком»), в частности, в духе атомистического учения полагал, что миров бесконечное множество, а не один (см. DK72 A 11= Plut. De tranqu. 466D), и этим огорчил Александра Македонского.

Секст Эмпирик сообщает (Sext. Adv. math. VII 88, мнение относится вместе к А. и Мониму), что А. отрицал существование критерия истинно­сти, т. е. отрицал нашу способность надежно различать истину от заблуж­дения: «Они уподобляли сущее сценическим декорациям, полагая, что оно подобно происходящему во сне или в безумии» (А 16). Очевидно, А. исхо­дил из наличных чувственных восприятий как источника нашего знания: чувственные образы для нас есть условное представление истинного по­ложения вещей, подобно тому как декорация лишь представляет образ ре­альности, о которой говорится в театральной постановке, причем человеку в здравом уме сущее представляется не более надежно, чем видящему сон или сумасшедшему, у которых тоже имеются свои представления о реаль­ности. Данное мнение является скептическим развитием демокритовской идеи о несходстве того, как вещи существуют на самом деле и как они яв­ляются нам, к агностическим выводам из которой пришел уже учитель А., Метродор.

А. был автором сочинения «О царской власти» (Περὶ βασιλείας), от кото­рого сохранились два небольших фрагмента. В одном из них А. рассуждает о том, что многознание (πολυμαθίη) бывает как на пользу, так и во вред; муд­рость определяется знанием «удобного момента» (καιρός), а сказанное не к месту и не вовремя будет глупо (Clem. Strom. I 36; Stob. III 34, 19); в другом говорится, что богатство приобрести трудно, но еще труднее его сохранить (Aelian. Var. hist. IV 14). По данным отрывкам трудно составить представ­ление о замысле сочинения А. в целом. Чрезвычайно популярные в элли­нистический период, сочинения с традиционным заголовком «О царской власти» упомянуты в каталогах сочинений многих философов (Евфанта Олинфского, Ксенократа, Аристотеля, Теофраста, Стратона из Лампсака, Эпикура, Клеанфа и др.). А., по-видимому, написал одну из первых книг на эту тему.

Фрагменты

  • DK II, 235–240;
  • Dorandi T. (ed.). I frammenti di Anassarco di Abdera, – AATC 59, 1994, p. 9–59.

Литература

  • Brunschwig J. The Anaxarchus Case: An Essay on Survival, – PBA 82, 1993, p. 59– 88.

М. А. СОЛОПОВА