Библиографическое описание:
Столяров А.А. ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 381-385.


ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ (Ζήνων ὁ Κιτιεύς) (334/3–262/1 до н.э.), основатель стоической школы, родоначальник стоицизма.

Жизнь. Родился в г. Китий на Кипре, где издавна была колония выход­цев из Финикии (D. L. VII 1; 3; 6; 15; 25; 30; «пуниец» – Cic. De fin. IV 56). Из имеющихся сведений о продолжительности жизни З. – 98 лет (D. L. VII 28; Luc. Macrob. 19) и 72 года (D. L. VII 28, по датировке Персея) – в настоя­щее время более надежной считается вторая версия. Смерть З. источники относят к архонтству Арренида (D. L. VII 10; Philod. De philos. col. IV), ко­торое принято датировать 262/1 до н.э., соответственно, датой рождения З. принимается 334/3.

Поначалу З. занимался торговлей, как и его отец Мнасей, и уже в Китии пристрастился к чтению сократической литературы (D. L. VII 31, cр. 5). В Афины З. приехал, по датировке Персея, в 22 года, т.е. в 312/1, – возмож­но, по торговым делам («с грузом пурпура», VII 2; ср. VII 4–5). Не имея чет­кого плана занятий, З. оказался в кругу слушателей киника Кратета (VI 105; VII 2 сл.). Влиянием Кратета отмечены первые философские сочине­ния З., прежде всего «Государство»; о своем первом учителе З. написал вос­поминания по образцу Ксенофонтовых воспоминаний о Сократе. Нет ясно­сти относительно того, у кого и сколько затем учился З. По традиционной версии (Ibid. VII 2; 25, ср. Cic. De fin. IV 3; Eus. Pr. Ev. XIV 5, 11), он за­нимался по 10 лет с мегариком Стильпоном и академиками Ксенократом и Полемоном. Занятия с Ксенократом (ум. 314/3) оказываются невозможны, если принять хронологию Персея (однако альтернативная хронология, соглас­но которой З. родился ок. 360, – принимаемая, в частности, Грилли, – допус­кает занятия с Ксенократом), и в 10 лет, скорее всего, входили параллельные занятия со Стильпоном и Полемоном. Кроме того, Зенон изучал диалектику у мегариков Филона Диалектика и Диодора Крона (D. L. VII 16; 25).

Вероятно, ок. 300 З. начал преподавать в т. н. Расписной Стое (Στοὰ Ποικίλη), и его слушатели стали называться «стоиками» (см. Стоя). В Афинах З. имел репутацию человека добродетельной, строгой и умерен­ной жизни, пользовался уважением и широкой известностью. Сыграла роль и его дружба с македонским царем Антигоном II, чье мнение афиняне долж­ны были учитывать. После смерти город почтил философа золотым венком и гробницей в некрополе Керамика (фр. 7–8), между тем З. до конца своих дней оставался гражданином родного Кития. По традиционной версии, со­общаемой Диогеном Лаэртием (VII 28–29), З. ушел из жизни по своей воле, задержав дыхание.

Сочинения. Известны 25 названий: 19 по списку у Диогена Лаэртия (VII 4 = SVF I 41) и еще 6 по иным источникам. 1) Логика. «Логика» [«О ра­зуме»] (Περὶ λόγου), «О знаках», «О словесных выражениях» (Περὶ λέξεων), «Решения», «Опровержения» в 2-х кн. 2) Физика. «О мироздании» (Περὶ τοῦ ὅλου), «О сущности», «О природе», «На “Теогонию” Гесиода», «О вле­чении, или О природе человека» (возможно, два отдельных соч.), «О зре­нии». 3) Этика. «Государство», «Этические воспоминания о Кратете», «О жизни согласно природе», «О страстях», «О надлежащем», «О законе», «Об эллинском воспитании». 4) Прочее. «Общие вопросы», «Пифагорейские во­просы», «Гомеровские вопросы» в 5 кн., «О чтении поэзии», «Искусство», «Беседы» (Διατριβαί), «Полезные изречения» (Χρεῖαι). Хронология поч­ти не поддается уточнению. Можно предполагать, что «Государство», «Воспоминания о Кратете» и, вероятно, «Беседы» были самыми ранними соч., близкими по содержанию и отмеченными сильным киническим влия­нием. В собрании фон Арнима (SVF I) представлено более 300 текстов, со­держащих цитаты из соч. З. или изложение его мнений; наиболее важны свидетельства Диогена Лаэртия, Цицерона, Плутарха, Стобея.

Учение. З. достаточно подробно разработал доктрину стоицизма во всех ее принципиальных пунктах (кроме, возможно, учения о категори­ях). В учении З. сочетались несколько линий влияния: академическая (де­ление философии), мегарская (логика), ионийская (Гераклит – огненный логос, космические циклы), аристотелевская (теория познания, понятие о бескачественном субстрате), кинико-сократическая (автаркия блага-добро­детели). На базе этих элементов З. создал целостную доктрину и разрабо­тал для нее оригинальную терминологию.

Деление философии на три части – логику, физику и этику – З., ско­рее всего, заимствовал у академиков (Cic. De fin. IV 3–4). Предложенный им порядок изложения дисциплин от логики к этике (D. L. VII 40 = SVF I 46) в целом остался общешкольной догмой, хотя впоследствии уточнялся Клеанфом и Хрисиппом, менявшими местами этику и физику.

Логика. З. разработал основы стоической теории познания: учение о видах представлений, о критерии и механизме познания, введя в оборот тех­нические термины «постигающее представление» (φαντασία καταληπτική), «согласие» (συγκατάθεσις) и «постижение» (κατάληψις). Начинаясь с чувст­венного восприятия, познание методически и стадиально восходит к проч­ному знанию (SVF I 52 сл.; 72), которое З. определял как устойчивое и на­дежное постижение, не опровержимое никакими доводами разума (I 68 сл.). При воздействии внешних объектов на органы чувств в душе сначала возни­кает впечатление (которое З. представлял по аналогии с отпечатком на вос­ке); если подтверждается его адекватность, оно становится постигающим («каталептическим») представлением. Последнее может возникать только от реально наличного, а не мнимого и воображаемого тела в акте «согла­сия», подчеркивающего активность познающего субъекта (I 59 сл.); абст­рактные общие представления (ἐννοήματα) не имеют вещественного экви­валента и обладают лишь «квазисуществованием» (65).

В состав логической части З. включал также риторику (74 сл.), уподоб­ляя ее раскрытой ладони, а диалектику – сжатому кулаку (75). Диалектике (семантике и формальной логике) З. придавал большое значение (47 сл.). Нельзя исключать, что сводка материалов о знаках у Секста Эмпирика (Adv. math. VIII) основана в т.ч. и на сочинениях З. Несомненно, что З. широ­ко использовал силлогизмы для обоснования своих суждений (напр., SVF I 77–78; 106; 137; 148; 152 и др.). Однако по сохранившимся текстам под­линные масштабы достижений З. в этой области установить невозможно. Скорее всего, первые наработки З. потеряли значение после достижений Хрисиппа, а соответствующие тексты были забыты и утрачены.

Физика. З. сформулировал ключевые положения физической доктри­ны стоицизма: о всеобщей телесности, о двух началах – активном (Бог-логос) и пассивном (бескачественный субстрат), о четырех элементах, о пневме и «сперматических» логосах, о всеобщей причинности и всеобщем смешении (85 сл.). Космос – одушевленное разумное существо, он окружен бесконечной пустотой и подвержен циклическим воспламенениям, во вре­мя которых все полностью превращается в огонь, а затем восстанавливается до мельчайших деталей (97 сл.). З. предложил ряд нормативных формули­ровок о небе, небесных явлениях и светилах: последние он считал разумны­ми существами, содержащими «творческий огонь» (πῦρ τεχνικόν – 115 сл.). Бог есть единый природный закон, творец космоса, огненный логос-разум и одновременно огненная пневма, которая пронизывает собою все; «бог распространяется по веществу, как мед по сотам» (155). С понятием «судь­бы» связано понимание промыслительной заботы бога о космосе (152 сл.), направляющего всевозможные взаимодействия тел с помощью причинно-­следственной связи (172 сл.). Наконец, при изложении космологии З. наме­тил основы физической аллегорезы (104; 118; 121; 169).

Антропологии и психологии (I 134–151) З. также уделил достаточ­ное внимание. Душа – «чувствующее испарение» (141), частица миро­вой пневмы, не иноприродная телу, но «сродная» (σύμφυτον) с ним (137). Тело образовано сочетанием четырех традиционных элементов (125), кото­рые держатся вместе благодаря присутствию души-пневмы. Душа состоит из восьми частей: пяти чувств, речевой и породительной способности и ра­зумного «ведущего начала» (ἡγεμονικόν), локализованного в сердце. После смерти тела душа продолжает существовать длительное время, но не вечно (146 сл.).

Этика. В соответствии со «сверхзадачей» учения этике З. уделил пре­имущественное внимание и для этого раздела также создал новые термины (в ряде случаев лексические неологизмы). Конечная цель – жить «согласно» (ὁμολογουμένως) с природой, т.е. с мировым разумом, и это то же самое, что жить согласно добродетели, которой довольно для счастья (179 сл.). Единственное благо – добродетель, единственное зло – порок, прочее – без­различно. В безразличном З. выделял по принципу соответствия природе об­ладающее «ценностью», «предпочитаемое» (προηγμένα), и лишенное «цен­ности», «непредпочитаемое» (ἀποπροηγμένα) (190 сл.). Добродетель как таковая тождественна разумности, а отдельные ее виды (здравомыслие, му­жество, справедливость) – ситуативным проявлениям разумности (199 сл.). Противоположность добродетели, страсть (основные виды – скорбь, страх, вожделение, наслаждение), есть неразумное и противоприродное движение души или чрезмерно сильное влечение (ὁρμὴ πλεονάζουσα), возникающее как следствие ошибочного суждения (205 сл.). Скорее всего, к З. восходят основы учения о «первичной склонности» (οἰκείωσις), позволяющего вы­водить этические императивы из естественных стремлений разумного су­щества (197 сл.). «Надлежащее» (καθῆκον) – действие всякого живого су­щества, соответствующее принципу природной целесообразности, – для существа разумного не является еще подлинно нравственным действием, поскольку определено сферой «безразличного» (230 сл.). Нравственным действие становится лишь при соблюдении всех требований разумной при­роды, а это доступно только мудрецу – обладателю совершенного, свобод­ного от ошибочных суждений и страстей интеллектуально-нравственного настроя (216 сл.). Мудрец следует только своим внутренним принципам, а потому может демонстративно пренебрегать сферой «безразличного» и совершать шокирующие поступки в киническом духе (247 сл., фрагмен­ты из «Бесед» и «Государства»). Что касается не-мудрецов (подавляющего большинства людей), то З., возможно, признавал за ними способность про­двигаться к добродетели или, по крайней мере, ставил этот вопрос (232). Помимо теории З. уделил внимание и практической этике (паренетике) – конкретным наставлениям на разные случаи жизни (233 сл.).

Особое значение имеют этико-политические взгляды З. Хотя люди раз­бросаны по различным городам и государствам, они обитатели единого мира. На этом убеждении основано намеченное З. учение о «космополи­се» – утопическом всемирном государстве, в котором гражданство обес­печивается не происхождением и социальным положением, а статусом разумного существа и добродетельностью. В таком государстве людей объ­единяет бог Эрот, покровитель дружбы и единомыслия, и в нем не нуж­ны внешние признаки богопочитания – храмы или изваяния отдельных богов. Поскольку граждане относятся друг к другу справедливо, не нужны и суды, а также, по-видимому, деньги. Идеальным гражданином является мудрец; ему следует заниматься государственными делами ради блага со­граждан (262 сл.). Обычаи этого государства окрашены несомненным ки­ническим колоритом: мужчины и женщины соблюдают минимум условно­стей, носят одинаковую одежду (256 сл.), мудрецы имеют общих жен (269) и т.д. Вместе с тем З., вероятно, уделял внимание и проблемам реального общественного устройства – природе власти, судебной системе, роли ора­торского искусства (262). Помимо перечисленного З. занимался комментированием Гомера и Гесиода (274 сл.).

Ученики. Наиболее известные – Аристон Хиосский, Сфер Боспорский, Дионисий Гераклейский, Герилл Карфагенский, Персей из Кития и Клеанф из Асса. Менее значительные – Филонид из Фив, Каллипп из Коринфа, Посидоний из Александрии, Афинодор из Сол, Зенон из Сидона (SVF I 36–37). З., возможно, слушал Эратосфен Киренский (Strab. I 2, 2), учившийся затем у Аристона Хиосского. С течением времени ученики, прежде объеди­ненные авторитетом наставника, резко разошлись. Самые заметные из них могут быть условно разделены на две равные группы – «уклонившихся» (Аристон, Дионисий и Герилл) и «ортодоксов» (Сфер, Персей и Клеанф).

Фрагменты:

  • The Fragments of Zeno and Cleanthes. With intr. and expl. notes by A. C. Pearson. London, 1891;
  • I Frammenti degli Stoici Antichi. Ordinati, trad. e annot. da N. Festa. Vol. I. Bari, 1932;
  • SVF I 1–332;
  • рус. пер. СТОЛЯРОВ, Фрагменты ранних стоиков. T. I, 1998.

Литература:

  • Wellmann E. Die Philosophie des Stoikers Zenon. Leipzig, 1873;
  • Troost K. Zenonis de rebus physicis doctrinae fundamenta ex adjectis fragmentis constituta. Berlin, 1891;
  • Falchi A. Lo Stoicismo di Zenone, – Rivista internazionale di filosofia del diritto 13, 1933, p. 175–203;
  • Pohlenz M. Zenon und Chrysipp, – Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse, n.f. II, 1938, S. 173–210;
  • Jagu A. Zénon de Cittium. Son rôle dans l’établissement de la morale stoïcienne. Paris, 1946;
  • Adorno F. Sull’ signifi cato del termine ἡγεμονικόν in Zenone Stoico, – La Parola del Passato. Rivista di studi antichi 12, 1953, 26–41;
  • Baldry H.C. Zeno’s Ideal State, – Journal of Hellenistic Studies 79, 1959, p. 3–15;
  • Grilli A. Zenone e Antigono II, – Rivista di Filologia e di Istruzione Classica, n. s. 41, 1963, p. 287–301;
  • Graeser A. Zenon von Kition. Positionen und Probleme. Berlin; New York, 1975;
  • Hunt H.A. A physical interpretation of the Universe. The doctrines of Zeno the Stoic. Carlton, 1976;
  • Rist J. M. Zeno and the Origins of Stoic Logic, – Les Stoïciens et leur logique. Ed. J.P. Brunschwig. 1978, p. 387–400;
  • Schofield M. The Syllogisms of Zeno of Citium, – Phronesis 28, 1983, p. 31–58;
  • Ebert T. The Origin of the Stoic Theory of Signs in Sextus Empiricus, – Oxford Studies in Ancient Philosophy 5, 1987, p. 83–126;
  • Isnardi Parente M. Zenone di Cizio e le idee come non-esistente, – Annali della Facolta di Lettere e Filosofi a dell’Università di Cagliari 9, 1988, p. 53–61;
  • Gardo P. La concezione dei πάθη da Zenone e Crisippo a Panezio, – Studi e materiali di storia delle religioni 13, 1989, p. 183–195;
  • Vander Waert P. Zeno’s Republic and the Origins of Natural Law, – The Socratic Movement. Ed. by P. Vander Waert Ithaca, 1994, p. 272–308;
  • Jacquette D. Zeno of Citium on the Divinity of the Cosmos, – Studies in Religion 24, 1995, p. 415–431;
  • Forschner M. Theoria und Stoische Tugend. Zenons Erbe in Cicero, Tusculanae Disputationes V, – Zeitschrift für Philosophische Forschung 53 (2), 1999, S. 163–187.

А. А. СТОЛЯРОВ