Библиографическое описание:
Солопова М.А. АСПАСИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 192-194.


АСПАСИЙΑσπάσιος) (1-я пол. 2 в. н. э.), философ-перипатетик, коммен­татор Аристотеля, возможно, глава перипатетической кафедры в Афинах. Ценным источником для уточнения хронологии А. является свидетельст­во Галена, который в возрасте 14–15 лет (ок. 144 н. э.) слушал в Пергаме некоего перипатетика, «ученика перипатетика А.» (De propr. an., t. 5, 42, 2 Kühn). Возможно, А. был учителем Гермина, у которого учился Александр Афродисийский. Предположительно, в одном из комментариев А. (In E. N. 106, 5–6) имеется в виду храм Зевса Олимпийского в Афинах, достроен­ный по приказу имп. Адриана в 125–131 н. э. Т. обр., расцвет философского творчества А. должен приходиться на 20–30 годы 2 в. н. э.

А. известен как автор комментария на «Никомахову этику» – самого раннего из сохранившихся античных комментариев на Аристотеля, однако все же текст дошел не полностью, сохранились комментарий на книги 1–4, 7–8 (имеются лакуны). Комментарий А. не содержит обычного для более поздних комментариев введения, в котором разъяснялись бы основные цели и задачи предстоящего труда; он начинается с небольшого рассуждения о соотношении теоретического и практического знания, как если бы А. писал собственный трактат по этике. После этого он обращается к тексту «Этики» Аристотеля и последовательно разъясняет его содержание, указывая ком­ментируемые фрагменты (леммы).

Комментарий А. представляет собой, скорее, парафразу (пересказ со­держания), в которой разъясняются те выражения (λέξεις), которые могут показаться неясными. Понятные, на взгляд А., места он пропускает (об этом методе см. Asp. In E. N. 110, 22–24); по-видимому, так были составлены и остальные его комментарии (ср. Simpl. In Phys. 571, 9–10). Комментарий А. (его лекции) был адресован слушателям, начинающим изучать филосо­фию Аристотеля. Иногда для них он делал небольшие отступления, из ко­торых наиболее пространное посвящено учению о страстях (πάθη) в связи с удовольствием и страданием, см. In E. N. 42, 27–47, 2, без особой свя­зи с обсуждаемым местом у Аристотеля. В комментарии также рассматри­ваются возражения, которые можно выдвинуть против какого-либо тезиса Аристотеля, и трудности, связанные с пониманием того или иного места. Несколько раз А. ссылается на другие сочинения Аристотеля («Аналитики», «Топику», «Физику»), но по характеру этих общих отсылок нельзя предпо­ложить, что слушателям должны быть известны эти тексты. Поэтому труд­но судить, какое место комментарий А. к «Никомаховой этике» занимал в его курсе аристотелевской философии.

А. был также автором комментариев на «Категории», «Об истолкова­нии», «Физику», «О чувственном восприятии», «О небе» и комментарий на «Метафизику» (известны по упоминаниям и цитатам). О существова­нии комм. на «Категории» делается вывод на основании Galen. De libr. propr., t. 19, 42 Kühn, откуда следует, что этот текст был элементарным учебным введением в «Категории» (Симпликий в своем комментарии его не упоминает). Комм. А. на «Об истолковании» известен лишь благода­ря позднему комментарию Боэция (In De int.2 41, 13–16; 74, 31–33 и др.). Большое количество ссылок на А. имеется у Симпликия в комментарии на «Физику»; при этом, вероятно, Симпликий пользовался текстом более раннего комментария Александра Афродисийского, а не первоисточником. Судя по всему, комментарий А. был составлен ко всему тексту «Физики», в нем подробно разбирался аристотелевский текст, хотя, скорее всего, и не строка за строкой. Приводимые толкования А. Симпликий чаще все­го принимает. А. разбирал рукописные разночтения (In Phys. 714, 31–715, 7; 845, 19–846, 2), обсуждал историю комментирования «Физики» (1022, 14–15), а также вопрос разделения произведения на книги (916, 30–31). Комментарий А. на «Метафизику» был одним из первых в истории ком­ментаторской традиции, возможно, это были толкования отдельных книг, а не произведения в целом (ссылки см. у Александра Афродисийского). Известно, что комментарии А. читал со своими учениками Плотин (Porph. V. Plot. 14).

Сочинения

  • Aspasii in ethica Nicomachea quae supersunt commentaria. Ed. G. Heylbut. B., 1889 (CAG XIX. 1);
  • Aspasius. Commentaire du livre III de l’Éthique à Nicomaque d’Aristote. Trad., notes et comm. par H. Longpré. Ottawa, 1998;
  • Aspasius. On Aristotle Nicomachean Ethics VIII, – Aspasius, Anonymous, Michael of Ephesus. On Aristotle Nicomachean Ethics 8 and 9. Tr. by D. Konstan. L.; Ithaca, 2001 (ACA).

Литература

  • Hanquet R. Aspasius: sa vie, son oeuvre, sa pensée. Louvain, 1945;
  • Donini P.L. Tre studi sull’aristotelismo nel II secolo d. C. Tor., 1974, p. 63–105;
  • MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 226–293;
  • Mercken H.P.F. The Greek commentators on Aristotle’s Ethics, – Sorabji R. (ed.). Aristotle transformed: the ancient commentators and their infl uence, L., 1990, p. 199– 231;
  • Becchi F. Aspasio, commentatore di Aristotele, – ANRW II 36, 7, 1994, p. 5365–5396;
  • Alberti A., Sharples R.W. (edd.). Aspasius: The Earliest Extant Commentary on Aristotle’s Ethics. B.; N. Y., 1999.

М. А. СОЛОПОВА