Библиографическое описание:
Верлинский А.Л. КРИТИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 435-439.


КРИТИЙ (Κριτίας) (ок. 460–403 до н.э.), афинский политический деятель, драматический поэт и разносторонний писатель, близкий кругу софистов.

Жизнь. К., двоюродный брат матери Платона Периктионы, происхо­дил из древнего афинского аристократического рода; в течение некоторо­го времени принадлежал к кругу Сократа, был обвинен в числе многих представителей афинской «золотой молодежи» в оскорблении герм, одна­ко оправдан (в 415); несмотря на поддержку олигархического правления «Четырехсот» (411), не принимал в нем активного участия; после восста­новления демократии был инициатором посмертного осуждения вождя оли­гархов Фриниха и возвращения в Афины из изгнания Алкивиада (элегия К. в его честь, DK88 В 4), после падения которого был изгнан сам (407 или 406) и находился в Фессалии; вернувшись в Афины в 404, стал одним из руково­дителей проспартанской олигархии («Тридцать тиранов»); развязал широ­комасштабный террор в Афинах, сопровождавшийся казнями, изгнаниями и конфискациями, одной из жертв которого стал Алкивиад (Сократу, отка­завшемуся сотрудничать с «Тридцатью», было запрещено вести беседы, воз­можно, на основании закона о запрете преподавания риторики и философии, Xen. Mem. I 2, 31); погиб в битве в Пирее с противниками олигархии в 403.

К. не был ни профессиональным преподавателем риторики (однако в эпоху «второй софистики» было известно составленное им руководство по риторике («Судебные проэмии», DK88 A 19) и ценился его стиль, в кото­ром усматривали влияние Горгия и Антифонта – А 1, 16–21), ни профессио­нальным философом, но разносторонним литератором, с интересом к тема­тике, характерной для софистов и сократиков («философ среди дилетантов, дилетант среди философов», А 3), и политиком, в деятельности которого доктринерская программа возвращения к «отеческому строю» обернулась беспощадным уничтожением противников режима и личных соперников.

От сочинений К. сохранились лишь фрагменты. В собрании «По­литий» (описания различных греческих государств, в элегических дисти­хах и в прозе) К. порицал склонность фессалийцев подражать варварской роскоши (В 31), одобрял физические упражнения спартанцев, их умерен­ность в еде и питье вина (В 6–7, 32–36; описание предосторожностей, принимаемых спартиатами по отношению к илотам, В 37, может подразу­мевать и указание на недостатки их государственного устройства, и при­знание необходимости террора для поддержания власти «лучших», харак­терное для К.).

Консервативно-моралистическую тенденцию произведений К. не сле­дует путать с аскетизмом, его стихотворения продолжают традицию ари­стократической симпосиальной поэзии (В 1; в перечне желанных благ зани­мает первое место богатство фессалийских Скопадов, В 8); в том же ключе находится прославление любовной поэзии Анакреонта (В 1) и порицание Архилоха, сына рабыни, наемника, демонстративно пренебрегавшего нор­мами героической этики (B 44). В 1 происходит из гексаметрического сочи­нения, вероятно каталога поэтов, содержащего этическую и эстетическую оценку (примеры подобного жанра в софистическую эпоху: Kleingünther, S. 142–143), сюда же, вероятно, относятся фрагменты об открытии гек­саметра Орфеем (В 3) и о божественном происхождении Гомера (B 50). Каталог (в элегических дистихах), перечислявший вклад в цивилизацию отдельных стран и городов (одна из разновидностей каталогов «изобрете­ний»), завершался прославлением Афин, победивших при Марафоне, за от­крытие гончарного круга и глиняного горшка, «полезного домохозяина», возможно, в противовес предметам роскоши, открытым другими городами (В 2). Поэтическая форма части этих произведений, необычная для антик­варного и филологического жанра (ср. Гиппия и Алкидаманта), подразуме­вает в качестве адресата широкую аудиторию.

Типичны для софистов и сократиков признание за воспитанием более значительной роли в достижении добродетели по сравнению с природой (B 9), интерес к психологии любви (соч. «О природе любовной страсти», Περὶ φύσεως ἔρωτος, от которого сохранилось лишь определение мрачно­го женского характера, B 42). Философская проблематика затрагивалась в сочинениях «Гомилии» («Беседы») и «Афоризмы». К. пытался ответить на вопрос о достоверности данных чувственного восприятия: упражнение разума помогает уберечься от обмана чувств (В 40, ср. 39). Отождествление души с кровью, омывающей сердце (А 23), находится в одном ряду с совре­менными К. попытками определить материальную субстанцию психики. К. принадлежит определение «благоразумия» (σωφροσύνη) как совершение того, что присуще каждому (Plat. Charm. 161b).

Платон, несмотря на осуждение террора «Тридцати» (Epist. VII, 324c– 325a), на протяжении всей жизни сохранял интерес к образу своего двою­родного дяди, причастность которого к сократическому кругу (наряду с Алкивиадом) была одной из причин неприязни к Сократу со стороны вождей демократии (Aeschin. In Timarch. 173; Xen. Mem. I 2, 12). В ран­нем диалоге «Хармид» он, опекун и наставник юного даровитого Хармида (родного дяди Платона по матери), также в будущем одного из «Тридцати», символизирует гибельный путь, по которому последовал юноша вместо фи­лософии, к которой побуждает его Сократ. Симпатия к консервативным, ан­тидемократическим идеям К. как одного из руководителей «Тридцати», не­смотря на осуждение их практики, возможно, является причиной того, что в «Тимее» и «Критии» К., наследник древней аттической традиции, пере­дает рассказ (будто бы сообщенный Солоном предку К. Дропиду) о войне Атлантиды и древнейших Афин, в которых якобы существовал кастовый строй, соответствующий идеалу «Государства» (ср. Панченко 1990).

Наиболее значительное место в философском наследии К. занимает рассуждение о возникновении религии из сатировой драмы «Сизиф» (B 25), первая из известных нам попыток объяснить возникновение религии из об­щественной потребности и «изобретения». Согласно рассуждению, которое произносит Сизиф, первоначально среди людей царило ничем не ограни­ченное насилие. Чтобы покончить с ним, были введены законы, и угроза наказания стала удерживать от явных преступлений. Но поскольку престу­пления продолжали совершаться втайне, некий «хитроумный и мудрый че­ловек» убедил людей в существовании богов, которым известны не толь­ко поступки, но и помыслы, и которые карают за скрытые преступления. Чтобы внушить веру в существование подобных божеств, «изобретатель ре­лигии» поместил их на небе, откуда проистекает наибольший вред для лю­дей и наибольшая польза (независимо от правильности конъектуры ὀνήσεις в ст. 30 (см. возражения против нее: Pechstein, S. 298 прим. 36) фрагмент перечисляет не только бедствия, но и блага, исходящие от небес) и которое способно поэтому внушать ужас (хотя К. указывает и на пользу, происте­кающую от небес, основой веры у него является не чувство благодарности, как у Продика, но страх перед небесными явлениями).

Учение К. примыкает к первым попыткам рационалистического объ­яснения происхождения религии (Ксенофан, Продик) и вместе с тем явля­ется реакцией на теологические воззрения, усматривающие в природном распорядке заботу о человечестве творящего или управляющего божества. Опираясь на психологическое объяснение – страх перед небесными явления­ми, – К. придает решающее значение «изобретателю», который посредст­вом искусного софизма убедил в существовании антропоморфных божеств, управляющих природными процессами, а затем побудил верить в их всеве­дение и всемогущество также в сфере человеческих дел. Аналогичный ход мысли у Демокрита, который хотя и признавал реальность самих человеко­подобных богов, также усматривал в страхе перед небесными явлениями (а также в наблюдениях за их закономерностью) истоки ложной веры в богов, управляющих этими процессами (fr. 581 Лурье), и возводил к «красноречи­вым» людям древности внедрение отчетливого представления об антропо­морфном боге, правящем в качестве царя не только природным, но и чело­веческим миром (fr. 580).

Кроме того, учение К. тесно связано с современными ему дискуссиями о том, способен ли человек воздерживаться от совершения преступлений под воздействием каких-либо регуляторов помимо страха перед наказани­ем, принимавшими форму «интеллектуального эксперимента» – как пове­дет себя человек, способный укрыться от правосудия (см.: Yunis). Учение К. в этом плане противостоит как сторонникам всеведающего божества, ка­рающего за преступления, так и попыткам найти «автономные» регуляторы (Демокрит, fr. 604, 607 Лурье), и примыкает к тем, кто считал страх единст­венным сдерживающим фактором (Антифонт, DK87 B 44; притча Главкона о кольце Гига, Plat. Resp. II, 358e – 361d), вводя еще дополнительно объясне­ние истоков ложного представления о вмешательстве богов в человеческие дела. Вместе с тем учение К. представляет собой не одобрение «естествен­ного» права на совершение насилия (нет и намека на то, что изобретатель религии использовал новую ситуацию для совершения самому тайных пре­ступлений), но признание необходимости действовать посредством угроз и обмана на массу, которую нельзя удержать от совершения преступлений иным способом (Kleingünther, S. 113–114). Подразумевается при этом, что некоторым людям (таким, как изобретатель религии в прошлом или сам ав­тор этого учения) доступно понимание практической пользы отказа от пре­ступлений, даже таких, которые не влекут за собой наказание (сознание пользы подобного поведения для общественного блага, оказывающего­ся в конечном счете благом индивида). Трактовка этого учения как «ганг­стерской» морали (Kahn, p. 262) не учитывает, что его адресатами являются представители просвещенного меньшинства, заинтересованные в поддер­жании порядка, а не те, кому выгодно его расшатывать.

Хотя «нигилистическое» учение вложено в уста Сизифа, в мифе полу­чающего в конечном счете наказание со стороны богов, его разоблачитель­ный эффект не становится от этого меньше, по крайней мере для той час­ти аудитории, которая не принимает подобные рассказы за чистую монету. Несмотря на необходимость учитывать особенности жанра (сатирова драма) и сложность соотношения между высказываниями персонажа и воззрения­ми автора, сочувственное отношение К. к этому отрицающему традицион­ных богов рассуждению весьма вероятно: на это указывают античные «ката­логи атеистов», включающие как имя К., так и. анонимно, учение «Сизифа» (Winiarczyk, с лит.). Однако упоминание вскользь Времени, «мудрого зод­чего», в качестве творца небес, возможно, указывает на то, что сам К., отри­цая традиционных богов и их участие в человеческих делах, не был после­довательным атеистом, но признавал (как Эмпедокл, Анаксагор и Диоген Аполлонийский) существование разумного божественного начала, управ­ляющего природными процессами.

Влияние учения К. о происхождение религии из сознательного внуше­ния массе заведомо ложного, но общественно полезного представления о божестве, карающем за проступки, заметно в теориях, которые рассматри­вают подобный обман как позднейшее добавление к первоначальному, ис­тинному представлению о божестве, не вмешивающемся в человеческие дела (Аристотель, Met. XII 8, 1074a38–b4; Евгемер, Sext. Adv. math. IX 17, учение Полибия, Hist. VI 56). Другая сторона учения К. (роль страха пе­ред силами природы в происхождении религии) получает развитие в теории Эпикура, согласно которой вторая стадия развития религии связана со стра­хом перед небесными явлениями, ошибочным помещением богов на небе и приданием им роли правителей природного миропорядка (Lucr. V, 1183– 1202). Оба объяснения происхождения религии, редко связанные между со­бой, как у К., приобретают популярность в 18 в. (GUTHRIE III, p. 244, Davies, p. 30–31).

Полемика вокруг принадлежности К. фрагмента «Сизифа», развер­нувшаяся в поледние годы, связана с тем, что он цитируется как под име­нем К. (Sext. Adv. math. IX 54), так и Еврипида (частично: [Plut.] Plac. I, 6, 879F; 7, 880E [= Aët. I, 6; 7 Diels]), а также c запутанным вопросом об ав­торстве драматической тетралогии, частью которой был «Сизиф» и принад­лежность которой Еврипиду оспаривалась в Античности. Согласно влия­тельной в течение долгого времени гипотезе (Wilamowitz-Moellendorff, S. 166–172), автором этой тетралогии был К. (против этого: Dihle, Yunis, Pechstein, S. 185–217, 289–343). Независимо от вопроса об авторстве тетра­логии в целом, в пользу принадлежности К. данного фрагмента приведены веские доводы (Панченко 1980, Davies). Важным основанием в пользу его авторства служит фрагмент 12-й кн. сочинения Эпикура «О природе», по­священной возникновению культуры, в т. ч. и веры в богов (Philod. De piet. I, 19, 519–541 Obbink = Epic. De nat. [27.2] Arrighetti): К., Диагор и Продик безумствуют, отрицая существование богов. Кроме того, Секст Эмпирик, цитирующий под именем К. фрагмент из «Сизифа», приводит (уже без име­ни) эпикурейское опровержение его теории «изобретения религии» (Adv. math. IX 30–33). Это косвенно подтверждает, что ту же теорию подразуме­вал и Эпикур в своем высказывании (Верлинский, с. 321–334).

Фрагменты и свидетельства:

  • DK II, 371–399 (рус. пер. Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1–2. Баку, 1940–1941);
  • I sofisti: Testimonianze e frammenti. Fasc. IV. Ed. A. Batteggazzore e M. Untersteiner. Fir., 1962;
  • Tragicorum Graecorum Fragmenta. Ed. B. Snell, R. Kannicht. Gött., 1986. p. 170–184;
  • Philodemus. On Piety. Pt. I. Critical text with commentary. Ed. D. Obbink. Oxf., 1996.

Литература:

  • Wilamowitz-Moellendorff U von. Analecta Euripidea. B., 1875;
  • Kleingünther A. Πρῶτος εὑρετής: Untersuchungen zur Geschichte einer Fragestellung. Lpz., 1933;
  • Nestle W. Vom Mythos zum Logos: Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens (1942). Stuttg., 19752;
  • Dihle A. Das Satyrspiel «Sisyphus», – Hermes 105, 1977, S. 28–42;
  • Burkert W. Greek Religion. Transl. J. Raffan. Camb. (Mass.), 1985;
  • Winiarczyk M. Nochmals das Satyrspiel «Sysiphus», – WienStud 100, 1987, S. 35–45;
  • Yunis H. The Debate on Undetected Crime, – ZPE 75, 1988, p. 39–46;
  • Davies M. Sisyphus and the Invention of Religion (‘Critias’ TrGF I (43) F 19 = B 25 DK), – BICS 36, 1989, p. 16–32;
  • Obbink D. The Atheism of Epicurus, – GRBS 30, 1989, p. 187–223;
  • Kahn Ch. Greek Religion and Philosophy in the Sisyphus’ fragment, – Phronesis 42/3, 1997, p. 247–263;
  • Santoro M. Il fr. 19 Snell del «Sisifo» di Crizia come testimonianze della concezione socratica di divino, – Elenchos 18/2, 1997, p. 257– 276;
  • Hoffmann J.H. Das Recht im Denken der Sophistik. Stuttg.; Lpz., 1997;
  • Kerferd G.B., Flashar H. Die Sophistik, – GGPh, Antike 2. 1, 1998. S. 81–84, 132–133 (библ.);
  • Pechstein N. Euripides Satyrographus: Ein Kommentar zu den euripideischen Satyrspielfragmenten. Stuttg.; Lpz., 1998;
  • Nemeth G. Kritias und Utopie der Tyrannen, – AAntHung 40, 2000, S. 357–366;
  • Панченко Д.В. Еврипид или Критий? – ВДИ 1980, 1, c. 144–162;
  • Он же. Платон и Атлантида. Л., 1990;
  • Верлинский А.Л. Эпикурейская традиция против «первых изобретателей», – Hyperboreus, 1998, 4. 2, с. 302–339.

А. Л. ВЕРЛИНСКИЙ