Библиографическое описание:
Солопова М.А. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 402-403.


ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 – ок. 202/203 н. э.), христиан­ский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предполо­жительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного знания» (῎Ελεγχος καὶ ἀνατροπὴ τῆς ψευδωνύμου γνώσεως) в 5-ти кн., известно и сокращенное название «Против ересей», Adversus haereses (apud Hier. De vir. ill. 35), – направлен­ного против гностических учений. Среди утраченных произведений И. также было, по свидетельству Евсевия Кесарийского, некое полемическое сочинение «О познании» (Περὶ ἐπιστήμης), направленное против язычни­ков (Eus. Hist. Eccl. V 26). Фотий отмечает, что некоторые ошибочно при­писывали авторство трактата «О сущности Вселенной» И., а не Ипполиту Римскому, ученику И.

Текст «Опровержения» И. известен по греческим фрагментам (у Ипполита Римского, Евсевия Кесарийского, Епифания) и древнему ла­тинскому переводу. Обличая гностицизм, И. подробно излагает систему Валентина как наиболее популярную из всех гностических учений, затем опровергает учеников Валентина, после чего обращается к источникам этих ересей – древнейшим гностикам (Симону Магу, Василиду, Карпократу и мн. др.). В результате в первых главах 1-й кн. (Adv. haer. I, 1–8) у И. со­держится самое полное изложение гностического мифа, а в целом произ­ведение И. – важнейший источник по истории гностицизма и раннего хри­стианства. По И., все гностические ереси восходят к языческой философии и культовой практике (мистериям).

Одновременно, в ходе опровержения гностиков, И. формулирует основ­ные пункты истинной теологии. Он сохраняет апофатические посылки апо­логетов, но решительно устраняет из идеи о Боге всякие намеки на измене­ние и развитие. Бог всегда равен и подобен себе (II 13, 8); отсюда следует, что Сын-Логос со-вечен Отцу, а его ипостасное бытие не связано с актом творения. Т. обр., И. заменяет космологическое понимание Логоса онтоло­гическим: Бог вечно раскрывает себя через Логос, вторую ипостась, кото­рая одна только не-тварна (IV 6, 3; 14, 1). В христианском учении для И. рефлективный элемент не так важен как элемент собственно религиозный. Поэтому особое место у него занимает учение о спасении, в связи с кото­рым он намечает некоторые пункты антропологии (соотношение плоти, души и духа в человеке – V 9, 1) и этики (спасение отчасти зависит от чело­века; душа не бессмертна, если не уподобится высшему совершенству – V 16, 2). Христос для И. не просто Ум или Логос, а Бог живой, воплотивший­ся и принявший смерть ради спасения человечества. Можно сказать, что И. восстановил важнейшее, экзистенциально-антропологическое измерение христианства, потесненное абстрактной «философичностью» апологетов.

Сочинения

  • Irenaeus. Adversus haereses. Ed. W. Harvey. Vol. 1–2. Camb., 1857;
  • Irénée de Lyon. Contre les hérésies I. Éd. par A. Rousseeau et L. Doutreleau. Vol. 1–2. P., 1979;
  • Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Пер. П. Преображенского. М., 1868.

Литература

  • Schoedel W.R. Philosophy and Rhetoric in the Adv. haereses of Irenaeus, – VChr 13, 1959, p. 22–32;
  • Donovan M.A. Irenaues in Recent Scholarship, – SecondCent 4, 1984, p. 219–241;
  • Федченков С.А. Святой Ириней Лионский. Серг. П., 1917;
  • Афонасин Е.В. «В начале было...»: античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002;
  • Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I–IV веков. М., 2004.

М. А. СОЛОПОВА