АГРИППА (̕Αγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ-скептик, последователь Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. τρόπος – способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88–89), 1-й троп А. говорит о наличии разногласий между людьми (ὁ ἀπὸ τῆς διαφωνίας [τρόπος]): «что бы ни было предложено для философского или нефилософского обсуждения, будут величайшие споры и раздоры»; 2-й – об уходе доказательства в бесконечность (ὁ εἰς ἄπειρον ἐκβάλλων): «нельзя достоверно ничего изучить, одно удостоверяется через другое, и так до бесконечности»; 3-й – об относительности познания (ὁ ἀπὸ τοῦ πρός τι): «ничто не воспринимается само по себе, но только через другое; отсюда вытекает его непознаваемость»; 4-й – о гипотетическом характере знания (ὁ ἐξ ὑποθέσεως): «исходные начала приходится принимать в качестве достоверных и не искать для них обоснования; но все это напрасный труд, ведь любой может предположить противоположное»; 5-й – о круге в доказательстве (ὁ δι̕ ἀλλήλων): «то, что нужно исследовать, удостоверяется через достоверность самого исследуемого предмета». Пять скептических тропов несколько более подробно излагаются у Секста Эмпирика (Sext. Pyrrh. I 164–177), сокращением изложения которого является текст Диогена. Последовательность тропов и их содержание в обоих источниках почти идентичны; отличие имеется в описании 3-го тропа: у Диогена речь идет о соотнесенности предмета познания с другими предметами, у Секста – о соотнесенности предмета познания с познающим, которому он может являться то так, то иначе (I 167).
Между тем характер упоминания об А. у Диогена оставляет сомнения в реальном существовании скептика Агриппы. Диоген пишет о неких «последователях Агриппы» (οἱ περὶ ̕Αγρίππαν), однако имени А. нет в преемстве поздних пирронистов (IX 116, от Энесидема до Секста Эмпирика и Сатурнина); зато он упоминает о книге «Агриппа» некоего Апеллеса (IX 106) – в ряду представителей младшего поколения учеников Энесидема, вместе с Антиохом Лаодикейским, учеником Зевксида. Секст Эмпирик также не упоминает имени А., а пять скептических тропов приписывает традиции «младших скептиков» (οἱ νεώτεροι σκεπτικοί, I 164; возможно, именно Зевксиду, Антиоху и Апеллесу).
Литература
М. А. СОЛОПОВА