Библиографическое описание:
Солопова М.А. АГРИППА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 78-79.


АГРИППАΑγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ-скептик, последо­ватель Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. τρόπος – способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изло­жению у Диогена Лаэртия (IX 88–89), 1-й троп А. говорит о наличии раз­ногласий между людьми (ὁ ἀπὸ τῆς διαφωνίας [τρόπος]): «что бы ни было предложено для философского или нефилософского обсуждения, будут величайшие споры и раздоры»; 2-й – об уходе доказательства в бесконеч­ность (ὁ εἰς ἄπειρον ἐκβάλλων): «нельзя достоверно ничего изучить, одно удостоверяется через другое, и так до бесконечности»; 3-й – об относитель­ности познания (ὁ ἀπὸ τοῦ πρός τι): «ничто не воспринимается само по себе, но только через другое; отсюда вытекает его непознаваемость»; 4-й – о ги­потетическом характере знания (ὁ ἐξ ὑποθέσεως): «исходные начала прихо­дится принимать в качестве достоверных и не искать для них обоснования; но все это напрасный труд, ведь любой может предположить противопо­ложное»; 5-й – о круге в доказательстве (ὁ δι̕ ἀλλήλων): «то, что нужно ис­следовать, удостоверяется через достоверность самого исследуемого пред­мета». Пять скептических тропов несколько более подробно излагаются у Секста Эмпирика (Sext. Pyrrh. I 164–177), сокращением изложения ко­торого является текст Диогена. Последовательность тропов и их содержа­ние в обоих источниках почти идентичны; отличие имеется в описании 3-го тропа: у Диогена речь идет о соотнесенности предмета познания с другими предметами, у Секста – о соотнесенности предмета познания с познающим, которому он может являться то так, то иначе (I 167).

Между тем характер упоминания об А. у Диогена оставляет сомнения в реальном существовании скептика Агриппы. Диоген пишет о неких «по­следователях Агриппы» (οἱ περὶ ̕Αγρίππαν), однако имени А. нет в пре­емстве поздних пирронистов (IX 116, от Энесидема до Секста Эмпирика и Сатурнина); зато он упоминает о книге «Агриппа» некоего Апеллеса (IX 106) – в ряду представителей младшего поколения учеников Энесидема, вместе с Антиохом Лаодикейским, учеником Зевксида. Секст Эмпирик так­же не упоминает имени А., а пять скептических тропов приписывает тради­ции «младших скептиков» (οἱ νεώτεροι σκεπτικοί, I 164; возможно, именно Зевксиду, Антиоху и Апеллесу).

Литература

  • Richter R. Die erkenntnistheoretischen Voraussetzungen des griechischen Skeptizismus, – PhStud 20, 1902, S. 246–299;
  • Chatzilysandros A.E. Geschichte der skeptisch­en Tropen. Münch., 1970;
  • Annas J., Barnes J. The Modes of Scepticism. Camb., 1985;
  • Caujolle-Zaslawsky F. Agrippa, – DPhA I, 1989, p. 71–72. См. тж. общ. лит. к ст. Скептицизм.

М. А. СОЛОПОВА