Библиографическое описание:
Верлинский А.Л. АЛКИДАМАНТ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 96.


АЛКИДАМАНТΑλκιδάμας) из Элаи в Мисии (посл. четв. 5 в. до н. э.), греческий софист и ритор, ученик Горгия, после смерти последнего возгла­вивший его школу (Suda, Γ 388. 3–4). Под именем А. сохранились две речи: «О софистах» (направленная в первую очередь против школы Исократа за­щита импровизационного красноречия против господствующей практики составления письменных речей) и «Одиссей» (декламация: обвинительная речь Одиссея против Паламеда). Аристотель в «Риторике» (III, 3) приводит цитаты из его речей как примеры «холодного» стиля (τὸ ψυχρόν, т. е. не про­изводящего желаемого воздействия на слушателей). А. принадлежало также сочинение «Мусейон» (антология литературно-исторического характера, предназначенная, вероятно, для составления речей), включавшее, в част­ности, «Состязание Гесиода и Гомера», обработку народной легенды: А. рассматривал рапсодов как предшественников ораторов-импровизаторов (сохранились папирусные фрагменты; сочинение А. использовано в дошед­шем анонимном «Состязании», Pfeiffer 1990, S. 73–74 с лит.). Для исто­рии философии представляют интерес его классификация высказываний (утверждения, отрицания, вопросы и обращения, D. L. IX 54), развиваю­щая более раннюю классификацию, принадлежащую Протагору (DK80 A 1 § 53), а также высказывание из его «Мессенской речи»: бог отпустил на сво­боду всех, природа никого не сделала рабом, – первое дошедшее до нас от­рицание рабства как института (сохранилось в анонимном комментарии к «Риторике» Аристотеля, CAG XXI. 2, p. 74 Rabe, сам Аристотель лишь ссы­лается на это высказывание: Rhet. I, 1373b18), обеспечивающее А. место в истории учений о естественном праве.

Сочинения и фрагменты

  • Radermacher L. (hrsg.). Artium Scriptores. Reste der voraristotelischen Rhetorik. W., 1951;
  • Alcidamante. Orazioni e frammenti. Testo, introd., trad. e note a cura di G. Avezzu. R., 1982 (библ. xxxiii–xli);
  • Alcidamas. The Works and Fragments. Ed. with engl. transl. by J. V. Muir. L., 2001.

Литература

  • Hook L. van. Alcidamas versus Isocrates: The Spoken versus the Written Word, – ClassW 12, 1919, p. 89–94;
  • Milne M. J. A. A study in Alcidamas and his Relation to Contemporary Sophistic. Diss. Bryn Mawr, 1924;
  • Walberer G. Isokrates und Alkidamas. Hamb., Diss., 1938;
  • Pfeiffer R. Geschichte der klassischen Philologie: Von den Anfängen bis zum Ende des Hellenismus. Münch., 1978. 19903;
  • Ritook S. Alkidamas über die Sophisten, – Philol 133, 1991, S. 15–35;
  • O’Sullivan N. Alcidamas, Aristophanes and the Beginnings of Greek Stylistic Theory. Stuttg., 1992;
  • Dušanič S. Alcidamas of Elaea in Plato’s «Phaedrus», – CQ 42, 2, 1992, p. 347–357;
  • Liebersohn Y. Z. Alcidamas’ On the Sophists: a Reappraisal, – Eranos 97, 1999, p. 108–124.

А.Л. ВЕРЛИНСКИЙ