Библиографическое описание:
Солопова М.А. СТЕФАН Александрийский // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 699-700.


СТЕФАН (Στέφανος) Александрийский (кон. 6 – нач. 7 в. н. э.), послед­ний представитель Александрийской школы неоплатонизма, коммента­тор Аристотеля, христианин. В 610 вскоре после восшествия на престол имп. Ираклия С. переезжает из Александрии в Константинополь, где за­нимает предложенную ему должность «вселенского учителя и философа» (οἰκουμενικός διδασκαλικόςκαὶφιλόσοφος) в императорской Академии. С. преподает аристотелевскую и платоновскую философию, науки квадривиу­ма, алхимию и астрологию.
Сохранился комментарий С. на «Об истолковании» Аристотеля, издан­ный как запись курса его лекций (ἀπὸ φωνῆς Στεφάνου Φιλοσόφου), один из всего двух дошедших до нас от Античности. Другой, более ранний ком­ментарий принадлежит Аммонию сыну Гермия. В отличие от Аммония С. не предпосылает своему комментарию какое-либо введение и не обсуж­дает принятые в практике неоплатонических школ вопросы о цели сочине­ния, его месте в корпусе, смысле заглавия, аутентичности и др. Он сразу на­чинает с последовательного разъяснения содержания текста, разделяя свой комментарий на разделы (τμήματα), каждый, в свою очередь, подразделяя на «занятия» (πράξεις), имеющие тематические заголовки.
С. также приписывают авторство 3-й кн. комментария на «О душе», из­данного в серии CAG как текст Иоанна Филопона. Аргументы за: 1) ману­скрипт 12 в. Cod. Parisinus gr. 1914 содержит (позднейшую) надпись: «тре­тья книга запись лекции (ἀπὸ φωνῆς) Стефана»; подобная же атрибуция содержится в манускрипте 15 в. Cod. Estensis iii F 8; 2) фраза «как мы уз­нали в книге Об истоловании» (In De an. 543, 9) понимается как отсылка к комментарию «Об истолковании» С.; 3) In De an. III отличается более крат­ким и сжатым стилем по сравнению с двумя предыдущими; 4) комментарий к 3-й кн. разбит на отдельные занятия (πράξεις), в отличие от предыдущих; 5) общие для In De an. III и In De interpr. выражения; 6) имеются сведения (Cod. Vaticanus gr. 241 fol. 6), что у С. был комментарий на «О душе»; 7) име­ется перевод на латынь Вильяма из Мербеке Jo. Philop. In De an. III под осо­бым заголовком De intellectu, и содержащееся в нем учение об уме отлича­ется от того, что имеется в греческом тексте Jo. Philop. In De an. III; наконец, 8) автор In De an. III приводит множество цитат из более ранних коммента­торов, в отличие от автора первых двух книг и трактата De intellectu.
Соч.: CAG XVIII. 3; Stephani in librum Aristotelis De interpretatione commentarium. Ed. M. Hayduck. B., 1885, p. 1–68; CAG 11; Simplicii in libros Aristotelis De anima commentaria. Ed. M. Hayduck. B., 1882, p. 1–329; Stephanus, On Aristotle On interpretation. Tr. by W. Charlton. L., 2000 (ACA).
Лит.: Usener H. De Stephano Alexandrino. Bonn, 1880 (repr.: Kleine Schrifnen. Lpz.; B., 1914, S. 247–322); Lumpe A. Stephanos von Alexandrien und Kaiser Herakleios, – ClassMed 9, 1973, p. 150–159; Blumenthal H. John Philoponus and Stephanus of Alexandria: two Neoplatonic Christian commentators on Aristotle? – Neoplatonism and Christian Thought. Albany, 1982, p. 54–66 (repr.: Idem. Soul and Intellect, 1993); Wolska-Conus W. Stéphanus d’Athènes et Stéphanos d’Alexandrie. Essai d’identifi cation et de biographie, – REByz 47, 1989, p. 5–89; Roueché M. The defi nitions of philosophy and a new fragment of Stephanus the philosopher, – JOstByz 40, 1990, S. 107–128; Lautner P. Philoponus, In De anima III: Quest for an Author, – CQ 42, 2, 1992, p. 510–522.

М. А. СОЛОПОВА