Библиографическое описание:
Солопова М.А. МАКСИМ ТИРСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 464-466.


МАКСИМ ТИРСКИЙ (Μάξιμος ὁ Τύριος) (2-я пол. 2 в. н. э.), античный ритор и философ-платоник, представитель т. н. «второй софистики». Евсевий Кесарийский относит расцвет деятельности М. к 148–152 н.э. Согласно Суде, выступал с речами в Риме (возможно, в одной из фило­софских школ) при имп. Коммоде (Suda, s. v. Μάξιμος, Μ 173), и это был его второй приезд в Рим; очевидно, он посещал с выступлениями разные города империи. Сохранились лекции М. (Διαλέξεις), посвященные обще­этической и религиозной проблематике, а также отдельным вопросам платоновской философии, что делает их ценным источником по истории Среднего платонизма.

Собрание речей М. представляет собой своеобразный курс лекций, с ко­торыми он выступал перед аудиторией в протрептических целях, его зада­ча – приобщить к школьной платонической проблематике слушателя об­разованного, но не имеющего профессионально-философской подготовки. Традиционный порядок издания корпуса речей М.:

  1. О том, что философ может рассуждать о любом предмете.
  2. Следует ли воздвигать статуи бо­гам?
  3. Правильно ли Сократ сделал, что не стал оправдываться на суде?
  4. Кто лучше постиг божество: поэты или философы?
  5. Следует ли мо­литься?
  6. Что такое знание?
  7. Какие болезни тяжелее: телесные или ду­шевные?
  8. Что такое Сократов «демоний»?
  9. И снова про «демоний»;
  10. В самом ли деле науки – это припоминания?
  11. Кто есть бог соглас­но Платону?
  12. Следует ли отвечать преступлением на преступление?
  13. Если есть мантика, то что зависит от нас?
  14. Как отличить льсте­ца от друга?
  15. Какая жизнь лучше: практическая или теоретическая?
  16. О том, что теоретическая жизнь лучше практической.
  17. Правильно ли Платон исключил Гомера из своего государства?
  18. Что такое «эроти­ческое искусство» Сократа?
  19. И еще о любви-эроте.
  20. Снова об «эроти­ческом искусстве» Сократа.
  21. И опять о любви-эроте.
  22. О том, что ра­дость, доставляемая философскими беседами, превосходит радость всякого общения.
  23. Кто полезнее государству: военные или земледельцы? Часть 1. Полезнее воины.
  24. О том, что полезнее земледельцы.
  25. О том, что речи, согласные с делами, – прекрасны.
  26. Существует ли школа последователей Гомера?
  27. Является ли добродетель искусством?
  28. Как жить без печали?
  29. Какова цель философии?
  30. Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. (1)
  31. Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. (2)
  32. Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. (3)
  33. 33. Какова цель философии?
  34. О том, что мож­но найти пользу и в превратностях судьбы.
  35. Как вести себя с другом?
  36. Предпочитать ли кинический образ жизни?
  37. Учат ли добродетели об­щеобразовательные дисциплины?
  38. Можно ли стать хорошим по боже­ственному уделу?
  39. Может ли один добродетельный быть лучше дру­гого? Рассуждение о том, что не может.
  40. Может ли один добродетельный быть лучше дру­гого? Рассуждение о том, что может.
  41. Если бог творит добро, то откуда зло?

Популярный платонизм М. близок версии учения, представленной в со­чинениях современника М. Апулея из Мадавры (125 – до 170 н. э.), так­же философствующего ритора. М. в характерных ритмизованных периодах пропагандирует известные платонические тезисы (в сочетании с аристоте­левскими): о соотношении чувственного и умопостигаемого, душе и теле, познании и его видах, вечных богах и смертных людях; о способностях души, соотношении разума и чувств и т. д. Напр., стандартные определе­ния божественной природы сопоставимы с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения: бог – царь, один над всеми, он отец, а боги – дети его и его соправители; бог не видим очами, не изречен устами, не ощу­тим руками, не слышим ушами, и только душе чистой и разумной он видим благодаря подобию; он – разум (νοῦς), вечно мыслящий все, мыслящий сра­зу; незыблемо царство божие, и закон его крепок, и в царстве его – спасение, и т. п. (Or. 11). Бог самодостаточен, совершен, всемогущ, по совершенству своему желает блага, по самодостаточности – обладает им, по всемогуще­ству – способен его творить; и желая, и имея, и будучи способен – он творит добро (Or. 38).

Речи «Следует ли молиться» (Or. 5) и «Если есть мантика, то что за­висит от нас?» (Or. 13) посвящены вопросу о свободе воли, популярному у средних платоников благодаря усвоению стоической традиции (ср. Alcin. Didasc. 26); в «О демонии Сократа» (Or. 8–9) обстоятельно обсуждаются во­просы демонологии (ср. одноименное сочинение Апулея); в речи «Если бог благ, то откуда зло?» (Or. 41) имеется содержательное обсуждение популяр­ной темы о происхождении зла. В речах можно найти интересные истори­ко-философские оценки значимости наследия Гомера, Пифагора, Сократа, Диогена Синопского и Эпикура.

Сочинения

  • Trapp M. B. (ed.). Maximus Tyrius: Dissertationes. Stuttg.; Lpz., 1994 (BT);
  • Hobein H. (ed.). Maximi Tyrii Philosophoumena. Lpz., 1910 (BT);
  • Maximus of Tyre. The Philosophical Oratios. Transl. by M. B. Trapp. Oxf., 1997;
  • Koniaris G. L. (ed.). Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. B.; N. Y., 1995;
  • Максим Тирский. Предпочитать ли ки­нический образ жизни? Пер. Ю. Шульца, – Антология кинизма. Изд. подг. И.М. Нахов. 2-е изд. М., 1996, с. 296–302;
  • Максим Тирский. О том, следует ли молиться. Пер. И. Ковалевой, – Античность в контексте современности. Под ред. А.А. Тахо-Годи и И.М. Нахова. М., 1990, с. 196–204.

Литература

  • Puiggali J. Étude sur les Dialexeis de Maxime de Tyr. Lille, 1981;
  • Koniaris G.L. On Maximus of Tyre: Zetemata (I), – ClassAnt 1, 1982, p. 87–121;
  • Idem. On Maximus of Tyre: Zetemata (II), – ClassAnt 2, 1983, p. 212–250;
  • Trapp M.B. Studies in Maximus of Tyre: A second century philosophical orator and his Nachleben, AD 200–1850. Oxf., 1986;
  • Trapp M.B. Philosophical sermons: the «Dialexeis» of Maximus of Tyre, – ANRW II 34, 3, 1997, p. 1945– 1976;
  • Maxime de Tyr, – DPhA IV, 2005, p. 324–348;
  • Ковалева И.И. Вопросы композиции корпуса речей Максима Тирского, – Вестник МГУ, Сер. 9. Филология, 1987, 3.

М. А. СОЛОПОВА