МАКСИМ ТИРСКИЙ (Μάξιμος ὁ Τύριος) (2-я пол. 2 в. н. э.), античный ритор и философ-платоник, представитель т. н. «второй софистики». Евсевий Кесарийский относит расцвет деятельности М. к 148–152 н.э. Согласно Суде, выступал с речами в Риме (возможно, в одной из философских школ) при имп. Коммоде (Suda, s. v. Μάξιμος, Μ 173), и это был его второй приезд в Рим; очевидно, он посещал с выступлениями разные города империи. Сохранились лекции М. (Διαλέξεις), посвященные общеэтической и религиозной проблематике, а также отдельным вопросам платоновской философии, что делает их ценным источником по истории Среднего платонизма.
Собрание речей М. представляет собой своеобразный курс лекций, с которыми он выступал перед аудиторией в протрептических целях, его задача – приобщить к школьной платонической проблематике слушателя образованного, но не имеющего профессионально-философской подготовки. Традиционный порядок издания корпуса речей М.:
- О том, что философ может рассуждать о любом предмете.
- Следует ли воздвигать статуи богам?
- Правильно ли Сократ сделал, что не стал оправдываться на суде?
- Кто лучше постиг божество: поэты или философы?
- Следует ли молиться?
- Что такое знание?
- Какие болезни тяжелее: телесные или душевные?
- Что такое Сократов «демоний»?
- И снова про «демоний»;
- В самом ли деле науки – это припоминания?
- Кто есть бог согласно Платону?
- Следует ли отвечать преступлением на преступление?
- Если есть мантика, то что зависит от нас?
- Как отличить льстеца от друга?
- Какая жизнь лучше: практическая или теоретическая?
- О том, что теоретическая жизнь лучше практической.
- Правильно ли Платон исключил Гомера из своего государства?
- Что такое «эротическое искусство» Сократа?
- И еще о любви-эроте.
- Снова об «эротическом искусстве» Сократа.
- И опять о любви-эроте.
- О том, что радость, доставляемая философскими беседами, превосходит радость всякого общения.
- Кто полезнее государству: военные или земледельцы? Часть 1. Полезнее воины.
- О том, что полезнее земледельцы.
- О том, что речи, согласные с делами, – прекрасны.
- Существует ли школа последователей Гомера?
- Является ли добродетель искусством?
- Как жить без печали?
- Какова цель философии?
- Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. (1)
- Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. (2)
- Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. (3)
- 33. Какова цель философии?
- О том, что можно найти пользу и в превратностях судьбы.
- Как вести себя с другом?
- Предпочитать ли кинический образ жизни?
- Учат ли добродетели общеобразовательные дисциплины?
- Можно ли стать хорошим по божественному уделу?
- Может ли один добродетельный быть лучше другого? Рассуждение о том, что не может.
- Может ли один добродетельный быть лучше другого? Рассуждение о том, что может.
- Если бог творит добро, то откуда зло?
Популярный платонизм М. близок версии учения, представленной в сочинениях современника М. Апулея из Мадавры (125 – до 170 н. э.), также философствующего ритора. М. в характерных ритмизованных периодах пропагандирует известные платонические тезисы (в сочетании с аристотелевскими): о соотношении чувственного и умопостигаемого, душе и теле, познании и его видах, вечных богах и смертных людях; о способностях души, соотношении разума и чувств и т. д. Напр., стандартные определения божественной природы сопоставимы с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения: бог – царь, один над всеми, он отец, а боги – дети его и его соправители; бог не видим очами, не изречен устами, не ощутим руками, не слышим ушами, и только душе чистой и разумной он видим благодаря подобию; он – разум (νοῦς), вечно мыслящий все, мыслящий сразу; незыблемо царство божие, и закон его крепок, и в царстве его – спасение, и т. п. (Or. 11). Бог самодостаточен, совершен, всемогущ, по совершенству своему желает блага, по самодостаточности – обладает им, по всемогуществу – способен его творить; и желая, и имея, и будучи способен – он творит добро (Or. 38).
Речи «Следует ли молиться» (Or. 5) и «Если есть мантика, то что зависит от нас?» (Or. 13) посвящены вопросу о свободе воли, популярному у средних платоников благодаря усвоению стоической традиции (ср. Alcin. Didasc. 26); в «О демонии Сократа» (Or. 8–9) обстоятельно обсуждаются вопросы демонологии (ср. одноименное сочинение Апулея); в речи «Если бог благ, то откуда зло?» (Or. 41) имеется содержательное обсуждение популярной темы о происхождении зла. В речах можно найти интересные историко-философские оценки значимости наследия Гомера, Пифагора, Сократа, Диогена Синопского и Эпикура.
Сочинения
- Trapp M. B. (ed.). Maximus Tyrius: Dissertationes. Stuttg.; Lpz., 1994 (BT);
- Hobein H. (ed.). Maximi Tyrii Philosophoumena. Lpz., 1910 (BT);
- Maximus of Tyre. The Philosophical Oratios. Transl. by M. B. Trapp. Oxf., 1997;
- Koniaris G. L. (ed.). Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. B.; N. Y., 1995;
- Максим Тирский. Предпочитать ли кинический образ жизни? Пер. Ю. Шульца, – Антология кинизма. Изд. подг. И.М. Нахов. 2-е изд. М., 1996, с. 296–302;
- Максим Тирский. О том, следует ли молиться. Пер. И. Ковалевой, – Античность в контексте современности. Под ред. А.А. Тахо-Годи и И.М. Нахова. М., 1990, с. 196–204.
Литература
- Puiggali J. Étude sur les Dialexeis de Maxime de Tyr. Lille, 1981;
- Koniaris G.L. On Maximus of Tyre: Zetemata (I), – ClassAnt 1, 1982, p. 87–121;
- Idem. On Maximus of Tyre: Zetemata (II), – ClassAnt 2, 1983, p. 212–250;
- Trapp M.B. Studies in Maximus of Tyre: A second century philosophical orator and his Nachleben, AD 200–1850. Oxf., 1986;
- Trapp M.B. Philosophical sermons: the «Dialexeis» of Maximus of Tyre, – ANRW II 34, 3, 1997, p. 1945– 1976;
- Maxime de Tyr, – DPhA IV, 2005, p. 324–348;
- Ковалева И.И. Вопросы композиции корпуса речей Максима Тирского, – Вестник МГУ, Сер. 9. Филология, 1987, 3.
М. А. СОЛОПОВА