Библиографическое описание:
Шичалин Ю.А. ЕВДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 367-368.


ЕВДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Εὔδωρος ὁ ̕Αλεξανδρεύς) (акме 2-я треть 1 в. до н.э.), представитель Среднего платонизма. Слушал Антиоха Аскалонского (вероятно, в Александрии), но отказался от его стоической ори­ентации (кроме, вероятно, вопросов практической астрономии, где Е. мог следовать ученику Посидония Диодору Александрийскому, – Achill. Introd. in Arat., 30, 20 сл., 40, 15 Maass).

Сочинения Е. не сохранились. По упоминаниям и цитатам известны доксографический компендий «Основные проблемы философии», исполь­зованный Арием Дидимом и посвященный этическим и физическим про­блемам; комментарий к «Тимею» Платона (Plut. De an. procr. 16, 1019e сл., сообщает, в частности, о толковании «Тимея» 35bc и о специальном внима­нии Е. к числовым соотношениям при составлении смеси души); толкова­ние отдельных мест из «Метафизики» Аристотеля (Alex. In Met. 59, 1 сл. Hayduck); сочинение о принципах пифагорейского учения; традиционное школьное рассуждение о разливах Нила (Strab. XVII 1, 5) и др.

Признавая трехчастное деление философии, Е. на первое место ставил этику, считая целью нравственного совершенствования «посильное упо­добление божеству» (изложение ap. Stob. II 7, 2, p. 42, 7 sq.; 49, 8 Wachsm.). Началом всего Е. признавал единое, которое стоит над оппозицией монады (= видов) и диады (= материи) и порождает ее (Simpl. In Phys. 181, 10 сл. Diels). Толкуя «Тимея» в согласии с Ксенократом и Крантором (Plut. Ibid. 3, 1013b), Е. признавал мир сотворенным, но не во времени (такое – не­буквальное – понимание демиургического акта в «Тимее» было принято последующими платониками и неоплатониками). В лице Е. пифагорейски окрашенный платонизм впервые сознательно противопоставил себя не только академическому скепсису (что сделал уже Антиох из Аскалона), но и стоическому материализму, а также аристотелизму, метафизическое и логическое учение которого принималось с большими оговорками, а уче­ние о десяти категориях оспаривалось (Simpl. In Cat. 174, 14 сл.; 256, 16 сл. Kalbfl eisch), – тенденция, поддержанная Никостратом и Плотином.

Фрагм. и свид.:

  • Zoubos A.N. Εὔδωρος ὁ ̕Αλεξανδρεύς, – Athena 62, 1958, p. 194–203;
  • Mazzarelli C. Raccolta e interpretazione delle testimonianze e dei frammenti del mediopla­tonico Eudoro di Alessandria. Parte I: Testo e traduzione delle testimonianze e dei frammenti sicuri; Parte II: testo e traduzione delle testimonianze non sicure, – RFN 77, 1985, p. 197–205; 535–555.

Литература:

  • Dörrie H. Der Platoniker Eudoros von Alexandreia, – Hermes 79, 1944, S. 25–39 (repr. Platonica minora. Münch., 1976, S. 297–309);
  • Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977; 19962, p. 115–135;
  • Calvetti G. Eudoro di Alessandria: medioplatonismo e neo-pytagorismo nel I secolo a. C., – RFN 69, 1977, p. 3–19;
  • MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 509–527;
  • Napolitano L.N. Eudoro di Alessandria: monismo, dualismo, assiologia dei principi nella tradizione platonica, – MusPat 3, 1985, p. 289–313;
  • Bonazzi M. Eudoro di Alessandria e il Timeo di Platone (a proposito di Simpl. In Phys. 181, 7–30 Diels), – Hyperboreus 2002, 8, p. 159–179.

См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН