Библиографическое описание:
Лебедев А.В. МЕТЕМПСИХОЗА // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 488-489.


МЕТЕМПСИХОЗА (греч. μετεμψύχωσις, от μετα-, пере- и ἐμψύχωσις, оду­шевление, оживление, собств. – переодушевление), один из поздних гре­ческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (t. 4, 763 Kühn), у Александра Афродисийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонической традиции: Порфирий (De abst. 4, 16), Гермий у Стобея (I 49, 69) и др.; конкурировал с терминами «метенсоматоза» (лат. калька reincarnatio – «реинкарнация», «перевоплощение» – начиная с Ипполита Римского (Ref. I, 3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)), у неоплатоников также палингенесия. В ранних греческих свидетельствах о метемпсихозе обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель. «О душе», 407b20; Геродот II 123).

Религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела других людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или – в порядке повышения – демонов, божеств – засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографический материал у Э. Тэйлора в кн.: «Первобытная куль­тура». М., 1939, с. 301 сл., Дж. Дж. Фрейзер – «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым метем­психоза происходит в «первое попавшееся» тело, и этизированные религи­озно-философские варианты, в которых восхождение и нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воз­даяние. Классическая страна разработанной религиозно-философской ме­темпсихозы – Индия.

В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное рас­пространение с 6 в. до н.э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 сл.; Эмпедокл. «Очищения»; Геродот II 123). Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоза прини­мает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, во­влеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о М. (скорее, как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния (см. «видение Эра» в 10-й кн. «Государства» 614b–621d), но особенно подчеркивая эпистемологический момент – пре­натальное знание идей (см. Анамнесис). Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере – отказ от кровавых жертвоприношений.

Литература:

  • Hopf C. Antike Seelenwanderungvorstellungen. Lpz., 1934 (Diss.);
  • Stettner W. Die Seelenwanderung bei Griechen und Römern. Stuttg., 1934;
  • Long H.S. Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato. Princ., 1948;
  • Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972, p. 120 sq.;
  • Culianu J. P. Psychanodia 1. Leiden, 1983.

А. В. ЛЕБЕДЕВ