Библиографическое описание:
Бородай Т.Ю. ПЛАТОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 565-574.


ПЛАТОН (Πλάτων) Афинский (427–347 до н.э.), великий древнегрече­ский философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Жизнь. Отец П. Аристон, происходивший из рода последнего афин­ского царя Кодра и афинского законодателя Солона, рано умер. Мать – Периктиона, тоже из рода Солона, двоюродная сестра Крития, одного из Тридцати афинских тиранов, вторично вышла замуж за Пирилампа, дру­га Перикла, богача и известного политика. Третий сын Аристона и Пе­риктионы Аристокл получил прозвище «Платон» («широкий») от своего учителя гимнастики за ширину плеч. Знатность и влияние семьи, а также собственный темперамент располагали П. к политической деятельности. Сведения о его юности не поддаются проверке; сообщается, что он писал трагедии, комедии и дифирамбы; учился философии у Кратила, последо­вателя Гераклита. Достоверно, что с 407 до н. э. он оказывается среди слу­шателей Сократа; по преданию, впервые услышав Сократа, П. сжег все, что написал до сих пор и отказался от политической карьеры, решив все­цело посвятить себя философии.

Казнь Сократа в 399 потрясла П. Он на десять лет уехал из Афин и пу­тешествовал по Южн. Италии, Сицилии, вероятно, также и по Египту. Во время этой поездки познакомился с учением Пифагора и устройством Пифагорейского союза, завязал дружбу с Архитом из Тарента и сираку­зянином Дионом и испытал первое разочарование от общения с тираном Сиракуз Дионисием I: в ответ на наставления П., как устроить наилучшее государство, Дионисий продал философа в рабство. Выкупленный друзь­ями, П. по возвращении в Афины (ок. 388–385) организовал собственную школу или, скорее, общину желающих вести философский образ жизни, по образцу пифагорейских. Юридически школа П. (Академия) была куль­товым союзом блюстителей священной рощи героя Академа, почитателей Аполлона и муз; практически она сразу же стала центром философского ис­следования и воспитания. Стремясь не ограничиваться теорией и препода­ванием, но претворить найденную философскую истину в жизнь и устро­ить правильное государство, Платон еще дважды (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию по приглашению своего друга и почи­тателя Диона. Обе поездки закончились для него горьким разочарованием.

Сочинения. Сохранилось практически все, что написал П. Только от его лекции о благе, впервые опубликованной учениками, до нас дошли лишь фрагменты. Классическое издание его сочинений – Corpus Platonicum, включающий 9 тетралогий и приложение, – принято возводить к Трасиллу, александрийскому платонику, астрологу, другу имп. Тиберия. В прило­жение входили «Определения» и 6 очень кратких диалогов, которые уже в Античности считались не принадлежащими П., так же как краткое заклю­чение к «Законам» – «Послезаконие», написанное учеником П. Филиппом Опунтским. 36 сочинений, вошедших в тетралогии (за исключением «Апо­логии Сократа» и 13 писем это диалоги), считались подлинно платонов­скими вплоть до 19 в., до начала научной критики текстов. К настояще­му времени признаны неподлинными диалоги «Алкивиад II», «Гиппарх», «Соперники», «Феаг», «Клитофон», «Минос» и письма, за исключени­ем VI-го и VII-го. Оспаривается также подлинность «Гиппия Большего» и «Гиппия Меньшего», «Алкивиада I» и «Менексена», хотя большинство критиков уже признают их платоновскими.

Хронология. Тетралогии платоновского корпуса были организованы строго систематически; хронология платоновского творчества – предмет интереса 19–20 вв., с их вниманием к генетике, а не к систематике, и плод реконструкции современных ученых. С помощью анализа реалий, стиля, словаря и содержания диалогов была установлена их более или менее дос­товерная последовательность (она не может быть вполне однозначной, ибо П. мог писать по несколько диалогов одновременно, оставляя одни, браться за другие и возвращаться к начатым спустя годы).

Раньше всех, под непосредственным влиянием Сократа или памяти о нем (вероятно, сразу после 399 г.) были написаны сократические диало­ги «Критон», «Ион», «Евтифрон», «Лахес» и «Лисий»; к ним примыкает «Хармид», в котором намечаются подходы к построению учения об иде­ях. Видимо, несколько позднее написан цикл диалогов, направленных про­тив софистики: «Евтидем», «Протагор» и важнейший из них – «Горгий». К этому же периоду следует отнести «Кратила» и «Менона», хотя их со­держание выходит за рамки антисофистической полемики. «Кратил» опи­сывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, непрерывно изменчивых и текучих – по Гераклиту, и области веч­ного самотождественного бытия – по Пармениду. «Менон» доказывает, что знание есть припоминание истины, созерцавшейся душой до рожде­ния. Следующая группа диалогов представляет собственно учение об иде­ях: «Федон», «Федр» и «Пир». В тот же период наивысшего расцвета пла­тоновского творчества написано «Государство» (вероятно, первая книга, рассматривающая идею справедливости, написана на несколько лет рань­ше девяти последующих, где помимо собственно политической философии помещается завершающий обзор и схема учения об идеях в целом). Тогда же или несколько позднее П. обращается к проблеме познания и критике собственной теории идей: «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик». Два важнейших поздних диалога «Тимей» и «Филеб» отмечены влиянием пифагорейской философии. И наконец, в конце жизни П. целиком посвяща­ет себя работе над «Законами».

Учение. Сердцевина философии П. – учение об идеях. Суть его кратко и наглядно представлена в VI книге «Государства» в «сравнении с лини­ей»: «Возьми линию, разделенную на два неравных отрезка. Каждый такой отрезок, т. е. область зримого и область умопостигаемого, раздели опять таким же путем...» (509d). Меньший из двух отрезков линии, область чув­ственно воспринимаемых вещей, в свою очередь, делится на два класса «по признаку большей или меньшей отчетливости»: в больший класс «ты поместишь находящиеся вокруг нас живые существа, все виды растений, а также все то, что изготовляется»; в меньшем окажутся «образы – тени и отражения в воде и в плотных, гладких и глянцевитых предметах». Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлин­нее своей тени; и в той же мере идея – источник бытия эмпирической вещи. Далее, сама область умопостигаемого бытия делится на два класса по сте­пени реальности: больший класс – подлинно сущее, вечные идеи, постижи­мые только умом, беспредпосылочно и интуитивно; меньший класс – пред­мет дискурсивного предпосылочного знания, прежде всего математических наук – это числа и геометрические объекты. Присутствие (παρουσία) подлин­ного умопостигаемого сущего делает возможным бытие всех низших клас­сов, существующих благодаря причастности (μέθεξις) высшему. Наконец, умопостигаемый космос (κόσμος νοητός), единственная подлинная реаль­ность, обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному началу, которое именуется богом, в «Государстве» – идеей блага или Благом как та­ковым, в «Пармениде» – Единым. Это начало – выше бытия, по ту сторону всего сущего; поэтому оно неизреченно, немыслимо и непознаваемо; но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним. Однако принцип единства, про­сто единое как таковое, существовать не может, ибо с прибавлением к нему предиката бытия оно станет уже двумя, т. е. множеством. Следовательно, единое – источник всякого бытия, но само по ту сторону бытия, и рассужде­ние о нем может быть лишь апофатическим, отрицательным. Образец такой негативной диалектики единого дает диалог «Парменид». Благом же транс­цендентный первопринцип называется потому, что для всякой вещи и вся­кого существа высшее благо заключается в том, чтобы быть и быть самим собой в самой высокой и совершенной степени.

Трансцендентное божественное начало по П. немыслимо и непознавае­мо; но так же непознаваем и эмпирический мир, область «становления» (γένεσις), где все возникает и погибает, вечно меняясь и ни на миг не оста­ваясь тождественным себе. Верный парменидовскому тезису «мышление и бытие – одно и то же», П. признает доступным пониманию и науке – «умо­постигаемым» – лишь подлинно сущее, неизменное и вечное. «Должно раз­граничить две вещи: чтo есть вечное, не имеющее возникновения бытие и чтo есть всегда возникающее, но никогда не сущее. То, что постигается с помощью размышления и рассуждения, очевидно и есть вечно тождест­венное бытие; а то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, воз­никает и гибнет, но никогда не существует на самом деле» («Тимей», 27d– 28a). В каждой вещи вечна и неизменна идея (εἶδος), тенью или отражением которой вещь является. Она и составляет предмет философии. В «Филебе» об этом говорится на языке пифагорейцев: есть два противоположных нача­ла всего сущего – «предел» и «беспредельное» (они приблизительно соот­ветствуют «единому» и «иному» «Парменида»); само по себе и то и другое непознаваемо и не обладает бытием; предмет изучения философии и всякой специальной науки – то, что состоит из обоих, т. е. «определенное».

То, что на пифагорейско-платоновском языке называется «беспредель­ным» (ἄπειρον), и что Аристотель впоследствии назвал «потенциальной бесконечностью», составляет принцип континуума, в котором нет четких границ и одно постепенно и незаметно переходит в другое. Для П. сущест­вует не только пространственный и временной континуум, но, если можно так выразиться, континуум онтологический: в эмпирическом мире станов­ления все вещи находятся в состоянии непрерывного перехода от небытия к бытию и обратно. Наряду с «беспредельным» П. употребляет в том же зна­чении термин «большое и малое»: есть вещи, такие как цвет, размер, теп­лота/холод, твердость/мягкость и т. п., которые допускают градацию «боль­ше–меньше»; и есть вещи иного порядка, не допускающие такой градации, например, нельзя быть в большей или меньшей степени равным или не­равным, в большей или меньшей степени точкой, четверкой или треуголь­ником. Эти последние – дискретны, определенны, тождественны себе; это и есть идеи, или подлинно сущее. Напротив, все, что существует в «боль­шей и меньшей» степени, текуче и неопределенно, с одной стороны, несамо­стоятельно и относительно, с другой: так, невозможно точно сказать, велик мальчик ростом или мал, ибо, во-первых, он растет, а во-вторых, это зависит от точки зрения и от того, с кем его сравнивают. «Большим и малым» назы­вает П. принцип, в силу которого эмпирический материальный мир отлича­ется от своего прообраза – мира идеального; ученик П. Аристотель назовет этот принцип материей.

Еще одна отличительная черта платоновской идеи, помимо определен­ности (дискретности) – простота. Идея неизменна, следовательно, вечна. Отчего эмпирические вещи тленны? Оттого, что сложны. Уничтожение и гибель – это разложение на составные части. Следовательно, нетленно то, что не имеет частей. Душа бессмертна, поскольку проста и не имеет частей; из всего, что доступно нашему воображению, ближе всего к душе геомет­рическая точка, простая и непротяженная. Еще ближе – арифметическое число, хотя и то и другое – всего лишь иллюстрации. Душа – идея, а идея не доступна ни воображению, ни дискурсивному рассуждению.

Кроме того, идеи – ценности. Чаще всего, в особенности в ранних со­кратических диалогах, у П. рассматриваются такие идеи, как красота (или «прекрасное само по себе»), справедливость («справедливое как таковое»), благоразумие, благочестие, мужество, добродетель. В самом деле, если идеи – подлинное бытие, а источник бытия – благо, то чем реальнее не­что, тем оно лучше, тем выше стоит в иерархии ценностей. Здесь в уче­нии об идеях обнаруживается влияние Сократа; в этом пункте оно отлича­ется от пифагорейского учения о началах-противоположностях. В поздних диалогах П. приводит примеры идей из пифагорейской математической метафизики: тройка, треугольник, четное, равное, подобное само по себе. Но и эти на современный взгляд внеценностные понятия для него ценно­стно определены: равное и подобное прекрасно и совершенно, неравенст­во и неподобие – мерзко и скверно (ср. «Политик», 273a–e: мир вырожда­ется, «погружаясь в беспредельную трясину неподобия»). Мера и граница прекрасны, полезны и благочестивы, бесконечность дурна и отвратительна. Хотя П. (первым из греческих философов) стал различать теоретическую и практическую философию, собственная его онтология есть в то же время учение о ценностях, а этика насквозь онтологична. Более того, всю свою философию П. не желал рассматривать как чисто умозрительное занятие; познать благо (единственное, что заслуживает познания и познаваемо) оз­начало для него претворить его в жизнь; назначение подлинного филосо­фа – управление государством в согласии с высшим божественным законом мироздания (этот закон проявляется в движении светил, так что мудрый по­литик должен прежде всего изучать астрономию – «Послезаконие» 990a). (О политической теории П. см. ст. «Государство».) В качестве ценности и блага идея у П. – предмет любви (ἔρως). Настоящая любовь и бывает только к идее. Поскольку душа – идея, то человек лю­бит в другом человеке именно душу, а тело лишь постольку, поскольку оно просветлено прекрасной разумной душой. Любовь только к телу – непод­линная; она не приносит ни блага, ни радости; это заблуждение, ошибка темной души, ослепленной вожделением, которое противоположно любви. Любовь – эрос – есть стремление; стремление души на родину, в вечную область бытия, прекрасного как такового; поэтому здесь душа устремляет­ся ко всему, в чем видит отражение того прекрасного («Пир», 201d–212a). Впоследствии у Аристотеля, ученика П., бог – «вечный двигатель» – будет двигать мир именно любовью, ибо все сущее любовно стремится к источ­нику своего бытия.

С логической точки зрения идея есть то, что отвечает на вопрос «Что это?» применительно ко всякой вещи, ее суть, логический вид (εἶδος). Здесь П. также следует учению Сократа, и именно этот аспект теории идей был с самого начала наиболее уязвим для критики. В первой части диалога «Парменид» П. сам приводит главные аргументы против толкования идей как общих понятий, существующих самостоятельно и отдельно от прича­стных им вещей. Если в «Федоне», «Федре», «Пире» идеи рассматривают­ся как вполне трансцендентные эмпирическому миру, а в «Государстве» высшее Благо еще называется «идеей», то в «Пармениде» в качестве под­линной трансценденции вводится Единое, стоящее выше и по ту сторону всякого бытия, в том числе и истинного, т. е. идей. После «Парменида», в диалоге «Софист» П. критикует как материалистический имманентизм, так и собственную теорию отделенности идей (χωρισμός) и пытается представить идеи в виде системы категорий – пяти «величайших родов»: бытие, тождество, отличие, покой и движение. В дальнейшем, в «Тимее» и «Филебе», в качестве примеров идей выступают уже пифагорейские на­чала – преимущественно математические объекты, а не общие понятия, как в ранних диалогах, и сам термин «идея» уступает место таким сино­нимам, как «бытие», «подлинно сущее», «образец» и «умопостигаемый космос».

Помимо определенности, простоты, вечности и ценности платоновскую идею отличает познаваемость. Следуя за Парменидом и элеатами, П. разли­чает собственно знание (ἐπιστήμη) и мнение (δόξα). Мнение мы составля­ем на основе данных чувственного восприятия, которые опыт преобразу­ет в представления, а наше мышление (дианойя), абстрагируя и обобщая представления, сопоставляя понятия и делая выводы, превращает в мнение. Мнение может быть истинным или ложным; может относиться к вещам эмпирическим или умопостигаемым. Относительно эмпирических вещей возможно только мнение. Знание не основывается на данных ощущения, не бывает ложным, не может относиться к эмпирии. В отличие от мнения знание не является результатом процесса познания: мы можем знать лишь то, что знали всегда. Следовательно, знание – плод не дискуссии, а едино­моментного (точнее, вневременного) созерцания (θεωρία). До нашего рож­дения, до воплощения, наша крылатая душа, чей умственный взор не был затуманен телом, видела истинное бытие, участвуя в хороводе небожителей («Федр»). Рождение человека, с точки зрения знания, есть забвение всего, что знала душа. Цель и смысл человеческой жизни – припомнить то, что душа знала до падения на землю (поэтому истинный смысл жизни и спа­сение души обретаются в занятиях философией). Тогда после смерти душа вернется не в новое земное тело, а на свою родную звезду. Знание как раз и есть припоминание (анамнесис). Путь к нему – очищение (должно очи­стить глаза души от мути и грязи, привносимых телом, прежде всего плот­скими страстями и вожделениями), а также упражнение, аскеза (занятия геометрией, арифметикой и диалектикой; воздержание в пище, питье и лю­бовных удовольствиях). Доказательство того, что знание есть припомина­ние, приводится в «Меноне»: мальчик-раб, никогда ничему не учившийся, способен понять и доказать трудную теорему об удвоении площади квадра­та. Знать – значить видеть, и предмет знания не случайно называется «ви­дом», идеей (εἶδος). Более того, чтобы знать нечто, нужно быть тождествен­ным предмету знания: душа сама есть идея, поэтому она может знать идеи (если освободится от тела). В более поздних диалогах («Софист», «Тимей») то, чем душа видит и знает идеи, называется умом (нус). Этот платоновский ум не столько субъект, сколько объект знания: это «умопостигаемый мир», совокупность всех идей, целостная реальность. В качестве субъекта этот же ум выступает не как познаватель, а как деятель; он – творец нашего эм­пирического мира, Демиург (в «Тимее»). Применительно же к знанию субъ­ект и объект у П. неразличимы: знание истинно лишь тогда, когда познаю­щее и познаваемое – одно.

Метод. Поскольку знание для П. не есть сумма сведений, внешних для познающего и благоприобретаемых, постольку и процесс обучения – это в первую очередь воспитание и упражнение. Платоновский Сократ называ­ет свой метод воздействия на собеседников майевтикой, т. е. повивальным искусством: как мать его была повивальной бабкой, так и сам Сократ зани­мается тем же ремеслом, только принимает роды не у женщин, а у юношей, помогая родить не человека, а мысль и мудрость. Его призвание – отыски­вать юношей, чья душа беременна знанием, и помогать им выносить и про­извести на свет дитя, а затем определить, что родилось – ложный призрак или истина («Теэтет» 148–151). Рождаемые один за другим призраки – лож­ные мнения о предмете исследования – следует уничтожать одно за другим, расчищая место для истинного плода. Все ранние платоновские – сократи­ческие – диалоги носят майевтический характер: в них опровергаются не­верные толкования предмета, а верное толкование не дается, ибо слушатель Сократа и читатель П. должен родить его сам. Т. обр., большая часть диало­гов П. – апории без однозначного вывода. Сама парадоксальность и апоре­тичность должна благотворно воздействовать на читателя, пробуждая в нем недоумение и удивление – «начало философии». Кроме того, как пишет П. уже в позднем 7-м Письме, само знание не может быть выражено словами («то, что слагается из имен существительных и глаголов, не бывает доста­точно надежным», 343b). «Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; чет­вертая ступень – это само знание, пятой же должно считать то, что позна­ется само по себе и есть подлинное бытие» (342b). Слова и воображение годятся лишь на первых трех ступенях; дискурсивного мышления хватает лишь до четвертой. Вот почему П. не ставил перед собой задачи дать сис­тематическое изложение философии – оно могло бы лишь ввести в заблу­ждение, создав у читателя иллюзию знания. Вот почему основная форма его сочинений – диалог, в котором сталкиваются различные точки зрения, опровергая и очищая друг друга, но не произносится окончательное суж­дение о предмете. Исключение составляет «Тимей», предлагающий срав­нительно систематический и догматический свод платоновского учения о боге и мире; однако в самом начале делается предупреждение, что это со­чинение ни в коем случае нельзя делать достоянием непосвященных, ибо им оно не принесет ничего, кроме вреда – соблазна и заблуждения. Помимо этого, все повествование неоднократно именуется «правдоподобным ми­фом», «правдивым сказанием» и «вероятным словом», ибо «мы всего лишь люди», и высказать или воспринять со слов окончательную истину не в со­стоянии (29с). В диалогах «Софист» и «Политик» Платон пытается разра­ботать новый метод исследования – дихотомическое деление понятий; этот метод не прижился ни у самого П., ни у его последователей как не вполне плодотворный.

Платон и платонизм. От Античности до эпохи Возрождения просто Философом, без уточнения имени, называли не П., а Аристотеля (как про­сто Поэтом звали Гомера). П. же всегда называли «божественным» или «богом философов» (Цицерон). От Аристотеля вся последующая европей­ская философия заимствовала терминологию и метод. От П. – большую часть проблематики, остававшейся неизменно актуальной по крайней мере вплоть до Канта. Впрочем, после Канта Шеллинг и Гегель вновь возродили к жизни платонизм. Для античных авторов слово П. божественно, потому что он, подобно оракулу или пророку, видит и изрекает истину по вдохно­вению свыше; но так же, как оракул, он изъясняется темно и двусмысленно, и толковать его слова можно по-разному.

В эпоху эллинизма и поздней Античности два наиболее влиятельные направления философии были платонизм и стоицизм. Со времени Макса Вебера античную философию – именно платоновского или стоического толка – нередко классифицируют как «религию спасения», ставя ее в ряд с буддизмом, христианством и исламом. И это справедливо: для платони­ка и стоика философия была не автономной наукой среди других специа­лизированных наук, а знанием как таковым, причем знание рассматрива­лось как смысл, цель и условие спасения человека от страданий и смерти. Познающая часть души – ум – для стоиков «главное», для платоников – един­ственно изначальное и бессмертное в человеке. Разум – основа и доброде­тели и счастья. Философия и ее венец – мудрость – это образ жизни и уст­роение человека, стремящегося к совершенству или достигшего его. По П., философия определяет и загробную участь человека: ему суждено тыся­челетиями вновь и вновь перевоплощаться для страданий земной жизни, пока он не овладеет философией; лишь тогда, освободившись от тела, душа вернется на родину, в область вечного блаженства, слившись с душой мира («Государство», кн. X). Именно религиозная составляющая учения обусло­вила постоянное возрождение интереса к П. и к Стое в европейской мысли вплоть до наших дней. Доминанту этой религиозной составляющей можно схематически обозначить как дуализм у платоников и пантеизм у стоиков. Как бы сильно ни разнилась метафизика П., Филона Александрийского, Плотина, Прокла, средневековых реалистов и неоплатоников Возрождения, основополагающим у них остается разделение двух миров: эмпирическо­го и идеального, умопостигаемого. Все они признают бессмертие души (в ее разумной части) и видят смысл жизни и спасение в освобождении от уз тела и мира. Почти все они исповедуют трансцендентного Бога-Творца и высшим видом познания считают интеллектуальную интуицию. По един­ственному признаку – дуалистическому полаганию двух несводимых друг к другу субстанций – Лейбниц классифицировал Декарта как платоника и критиковал его за «платонизм».

Достаточно сложными было отношение к платонизму христианских мыслителей. С одной стороны, из всех языческих философов П., по выра­жению Августина, к христианству ближе всего. Уже со второго века у хри­стианских авторов повторяется предание о том, как Платон во время пу­тешествия по Египту познакомился с Моисеевой Книгой Бытия и списал с нее своего «Тимея», ибо учение о всеблагом, всемогущем и всеведущем Боге, сотворившем мир исключительно по причине своей благости, не мог­ло без откровения свыше возникнуть в языческой голове. С другой сторо­ны, для христианства были неприемлемы многие ключевые моменты пла­тонизма: прежде всего дуализм, а также учение о предсуществовании идей в уме Творца и о предсуществовании и переселении души. Именно против платоников выступал уже во 2 в. Татиан, утверждая, что «душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна... Сама по себе она есть не что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого» («Речь против эллинов», 13). За пла­тонизм осуждено в 4 в. учение Оригена. Августин, большую часть жизни мысливший в духе дуализма под влиянием манихеев и П. с Плотином, под конец резко порывает с этой традицией, находя ее соблазнительной и про­тивной христианству, осуждает увлечение знанием и философией, призы­вая к смирению и послушанию без высокоумия. За «платоновскую ересь» осужден в 12 в. Церковью Иоанн Итал, а позднее борется с платониками-гу­манистами Возрождения, опираясь на Аристотеля, Григорий Палама.

Первым и основательнейшим критиком платонизма выступил ученик самого П. Аристотель. Он критикует П. именно за дуализм – учение об от­деленном существовании идей, а также за пифагорейскую математизацию естествознания – учение о числах как первой истинной и познаваемой структуре эмпирического мира. В изложении Аристотеля платонизм пред­стает радикально дуалистическим учением, гораздо более близким к фило­софии пифагорейцев, нежели это можно заметить по собственным диало­гам П.. Аристотель излагает законченную догматическую систему, которой нет в текстах П., но именно подобная система будет затем положена в ос­нову метафизики неоплатонизма. Это обстоятельство заставило некоторых исследователей предположить, что помимо писаных диалогов, предназна­ченных для широкого круга читателей, П. распространял в узком эзотери­ческом кругу «неписаное учение» для посвященных (начатая книгами К. Гайзера и Г. Кремера дискуссия о «неписаном учении» П. продолжается по сей день). Из писаных диалогов наибольший интерес всегда вызывал «Тимей», считаясь квинтэссенцией платоновского творчества. По выраже­ние Уайтхеда (Whitehead A. N. Process and Realty. N. Y., 1929, p. 142 сл.), всю историю европейской философии можно рассматривать как пространный комментарий к «Тимею».

Сочинения

  • Platonis dialogi secundum Thrasylli tetralogias. Rec. C.F. Hermanni. T. I–VI. Lipsiae, 1902–1910;
  • Platonis opera. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit I. Burnet. Vol. I–V. Oxonii, 1900–1907 (repr. 1978);
  • Platonis opera. Recognoverunt brevique adnotatione critica instruxerunt E.A. Duke et al. Vol. I– . Oxonii, 1995– .

Рус. пер.:

  • Сочинения Платона. Пер. проф. [В.Н.] Карпова. Т. 1–6. М., 1863–1879;
  • Творения Платона. Пер. В.С. Соловьева, М.С. Соловьева. Т. 1–2. 1899–1903;
  • Полное собрание творений Платона. Под ред. С.А. Жебелева, Л.П. Карсавина, Э.Л. Радлова. Т. 1, 4–5, 9, 13–14. Пг./Л., 1922– 1929;
  • Платон. Сочинения. Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Т. 1–3 (ч. 1–2). М., 1968–1972 (переизд.: Собрание соч.: В 4 т. М., 1990–1995).

Литература

Общие введения и учебные пособия:

  • GUTHRIE, HistGrPhilos IV–V, 1975– 1978;
  • Vogel C. de. Greek Philosophy. A collection of texts selected and supplied with some notes and explanations. Vol. 2. Leiden, 1965;
  • Pappas N. Routledge philosophy guidebook to Plato and the «Republic». L.; N. Y., 1995,
  • Асмус В.Ф. Платон. М., 19752;
  • Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993 (ЖЗЛ);
  • Васильева Т.В. Афинская шко­ла философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985;
  • Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999;
  • Канто-Спербер М. Платон, – Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, в сотрудничестве с Дж. Барнзом и др. (пер. с франц.). Т. 1. М., 2006, с. 203–327 (с. 316–327 библ.).

Язык Платона:

  • Ast Fr. Lexicon Platonicum, sive Vocum Platonicum Index. Lpz., 1835–38 (repr. Darmst., 1956);
  • Brandwood L. A Word Index to Plato. Leeds, 1976;
  • Ledger G.R. Recounting Plato. A Computer Analysis of Plato’s Style. Oxf., 1989.

Хронология творчества:

  • Thesleff H. Studies in Platonic Chronology. Helsinki, 1982;
  • Brandwood L. The Chronology of Plato’s Dialogues. Camb., 1990;
  • Keyser P. Stylometric Method and the Chronology of Plato’s Dialogues, – BMCR 3, 1992, p. 58– 73;
  • Young Ch.M. Plato and Computer Dating, – OSAPh 12, 1994, p. 227–250.

Сборники статей:

  • Studies in Plato’s Metaphysics. Ed. by R.E. Allen. L., 1965;
  • Plato. A Collection of Critical Essays. Ed. by G. Vlastos. Vol. 1–2. Garden City (N. Y.), 1971;
  • Science and the Sciences in Plato. Ed. by J. P. Anton. N. Y., 1980;
  • The Cambridge Companion to Plato. Ed. by R. Kraut. Camb., 1992;
  • Methods of Interpreting Plato and His Dialogues. Ed. by J.C. Klagge and N.D. Smith. Oxf., 1992;
  • New Perspectives on Plato, Modern and Ancient. Ed. by J. Annas and Ch. Rowe. Camb. (Mass.); L., 2002.
  • Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х. Кессиди. М., 1979;
  • Платон: pro et contra. М., 2001.

Исследования:

  • Natorp P. Platon’s Ideenlehre, 1903;
  • Robin L. La theorie platonicienne des idees et de nombres d’après Aristote. P., 1908;
  • Friedländer P. Platon. Bd. 1–3. B.; N. Y., 1928– 1930 (англ. пер. Plato. N. Y., 1958–1969);
  • Crombie I.M. An Examination of Plato’s Doctrines. Vol. 1–2. L., 1935;
  • Cherniss H. Aristotle’s Criticism of Plato and the Academy. Baltm., 1944;
  • Wilamowitz-Moellendorff U.V. Plato. Sein Leben und seine Werke. B.; Fr./M., 1948;
  • Gauss H. Philosophischer Handkommentar zu den Dialogen Platos. Bd. 1–6. Bern, 1956;
  • Krämer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik, 1964;
  • Gadamer H.G. Platos dialektische Ethik. Hamb., 1968;
  • Gaiser K. Platon’s Ungeschriebene Lehre. Stuttg., 1968;
  • Tigerstedt E.N. Interpreting Plato. Stockholm, 1977;
  • Vlastos G. Platonic Studies. Princ., 1981;
  • Wyller E. A. Der späte Platon. Hamb., 1970;
  • Sayre K.M. Plato’s Later Ontology. Princ., 1983;
  • Szlezak T.A. Platon und die Schriftlichkeit der Philosophie. B., 1985;
  • Ferber R. Platos Idee des Guten. St. Aug., 19892;
  • Irwin T.H. Plato’s Ethics. Oxf., 1995;
  • Chappel T. The Plato Reader. Edinb., 1996;
  • Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue. The philosophical use of a literary form. Camb., 1996;
  • Лосев А.Ф. ИАЭ II. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969;
  • Лосев А.Ф. ИАЭ III. Высокая классика. М., 1974;
  • Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986, с. 3–148;
  • Мочалова И.Н. Критика теории идей в Ранней Академии, – Академия. Вып. 1. СПб., 1997, с. 97–116;
  • Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.

Библиографии

  • Platon 1980–1985, – Lustrum 30, 1988; Platon 1990–1995, – Ibid. 40, 1998.
  • Библ. за 1994–2001 имеется на сайте CNRS: http://upr_76.vjf.cnrs.fr (сост. L. Brisson, F. Plin).

См. также литературу к статьям: «Горгий», «Государство», «Законы», «Кратил», «Менон», «Парменид», «Пир», «Протагор», «Софист», «Теэтет», «Тимей», «Федон», «Федр».

Т. Ю. БОРОДАЙ