МНЕСАРХ (Μνήσαρχος) Афинский (1-я пол. 2 – нач. 1 в. до н.э.), представитель Средней Стои. Учился, возможно, у Диогена Вавилонского (ISHerc col. 51) и определенно у Панетия (Cic. De or. I 11, 45). По свидетельствам Цицерона (Ibid.; Acad. II 69; De fi n. I 2,6) в кон. 2 – нач. 1 в. до н.э. пользовался в Афинах почетом, не меньшим авторитетом, чем до него Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса и Панетий, и, вероятно, после Панетия возглавлял школу или один из ее влиятельных «кружков» (на которые тогда делились стоики – Athen. V 186 a) наряду с Дарданом (principes stoicorum – Cic. Acad. II 69). Нумений Апамейский (fr. 28 Des Places) и Августин (C. Acad. III 41) называют М. учителем Антиоха Аскалонского. Сочинения М. утрачены, названия неизвестны, а судить о его учении можно лишь на основании отрывочных высказываний. М. считал богом космос, «первую сущность» которого составляет пневма (Stob. I 1, 29b), проводил различие между свойствами индивидуальными (τὸ κατὰ τὸ ἰδίως ποιόν) и сущностными (τὸ κατὰ τὴν οὐσίαν) (Ibid. I 20, 7), не считал речевую и породительную способности самостоятельными частями души, полагая, что таковых только две, – разумная и чувственная (в которой, вероятно, группировалось все, за исключением «ведущего начала») ([Galen.] Hist. phil. 24, 42). Утверждал, что истинным оратором может быть только мудрец: искусство красноречия есть своего рода добродетель, обладающий одной добродетелью обладает всеми; следовательно, обладающий красноречием обладает всеми добродетелями и потому является мудрецом (Cic. De or. I 18, 83).
Литература:
А. А. СТОЛЯРОВ