КРИТОЛАЙ (Κριτόλαος) из Фазелиды (1-я пол. 2 в. до н.э.), схоларх Перипатетической школы после Аристона Кеосского (возможно, ок. 190/180). Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским К. участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155.
Известно, что К. возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса. Аргументы К. сохранил Филон Александрийский в трактате «О вечности мира»: 1) космос вечен, потому что он есть причина собственного существования и 2) космос вечен, потому что вечен человеческий род. Рассуждение К. в том и другом случае носят несколько софистический характер. В первом рассуждении, исходя из того, что «причина собственного здоровья не подвержена заболеванию и причина собственной бессонницы бессонна», К. заключает, что и причина собственного существования должна быть вечна. Что космос причина собственного существования признается им на том основании, что он есть причина существования и для всех прочих сущих (cм. Philo. Aetern. 70, 1–5). Второе рассуждение, от противного, основано на переходе от части к целому: «Если космос возник, необходимо, чтобы и Земля возникла; если возникла Земля, то возникло и все человечество. Но человек вечен в смысле вечности человеческого рода, что будет доказано. Следовательно, космос вечен» (fr. 13 = Philo. Aetern. 6, 1–5); Кроме того, К. учил, что время представляет собой не сущность (ὑπόστασις), а понятие или меру (νόημα ἢ μέτρον), fr. 14 (=Stob. I 8, 40); что душа энтелехия, а разум эфирной природы; исправил аристотелевское определение счастья, понимая счастье как полноту (συμπλήρωμα) душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. В трактовке понятия эвдемония-счастье К., по-видимому, усвоил и стоическую терминологию (ср. «правильное мышлене», εὐλογιστεῖν), хотя в этике в целом критиковал стоиков за их учение о страстях.
Фрагменты:
Литература:
М. А. СОЛОПОВА