Библиографическое описание:
Петрова М.С. КАЛКИДИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 403-407.


КАЛКИДИЙ (Calcidius – в лучших манускриптах (Van Winden, p. 2, n. 1; Waszink, p. xvii; Gersh, p. 421), также Халкидий [Chalcidius], хотя такое на­писание некорректно) (5 в. н. э.), латинский платоник, переводчик и ком­ментатор «Тимея».

Жизнь. Прямых свидетельств о жизни К. не сохранилось. Вероятно, был родом из Сев. Африки. Период творческой активности К. – 5 в. – ус­тановлен на основании лингвистического анализа, в частности, обращено внимание на словарь К., восходящий в т. ч. к авторам поздней Античности (Амвросию, Августину, Кассиодору), а также на стиль его сочинений, ха­рактерный для таких поздних латинских писателей, как Клавдиан Мамерт, Сидоний Аполлинарий, Эннодий (Waszink, p. xiv–xv; Gersh, p. 424; Dillon 1977). Ныне отвергнутая более ранняя датировка творческой активно­сти К. – 1-я пол. 4 в. – была получена на основании отождествления Озия из письма К., предваряющего перевод «Тимея» и комментарий, с Озием, епископом Кордовы (256–357/8). В пользу такого отождествления говори­ли титульные надписи манускриптов 11 в. Cod. Escorialensis S. III, 5 и Cod. Vaticanus 3815 (Wrobel, p. x; Switalski, p. 3, 6; Gersh, p. 69–75; Van Winden, p. 2). Аргументы против: 1) упомянутый К. Озий может быть тождествен другим Озиям, в частности жившему в Милане ок. 395 чиновнику импера­тора (Dillon 1977), 2) аргумент «от молчания» Исидора Севильского (560– 636) и Августина (ум. 430): Исидор, известный своей ученостью, не упо­мянул имени К. (Waszink, p. xiii–xiv; Dillon 1977, p. 401–402), Августин же пользовался переводом «Тимея» Цицерона, а не К. (Dillon, p. 402).

Сочинения: 1) перевод части диалога «Тимей» (Plat. Tim. 17–53с); 2) комментарий к «Тимею» (Calc. In Tim. 31с–53с); 3) письмо К. Озию, предваряющее перевод и комментарий, в котором обозначено намерение К. перевести и разъяснить диалог «Тимей».

Комментарий к «Тимею» опирается на текст неполного перевода диа­лога (до Tim. 53с), при этом К. намеренно пропускает часть текста Платона, посвященного рассмотрению устройства идеального государства (Tim. 17–26d) и происхождения мира и человека (27ab). Экзегетический метод К. традиционен для позднеантичных авторов, как греческих (Александр Афродисийский, Порфирий, Сириан и др.), так и латинских (Макробий): К. цитирует текст Платона небольшими фрагментами и рассматривает ка­ждый фрагмент, привлекая к своему толкованию различные отражающие интеллектуальные традиции его времени сочинения (как последователей Платона, так и его противников). О проблеме источников «Комментария» К. см.: Jones, p. 194–208; Van Winden, p. 28–51; Waszink 1962, p. xxxv–cvi; Gersh, p. 425–434. В целом в «Комментарии» прямо или опосредованно отражены представления ведущих позднеэллинистических школ – плато­нической, перипатетической и стоической. Источниками К. служили тек­сты Платона, Аристотеля, Нумения, Адраста, Плотина, Порфирия, а также Филона Александрийского и Оригена.

Первые семь глав «Комментария» можно рассматривать как введение. В них идет речь о причине пропуска К. начальной части «Тимея» при разъ­яснении фразы: «…такой древний и простой рассказ не нуждается в тол­ковании... поскольку его смысл представляется ясным всем» (In Tim. Wsz, 27–1, p. 58–59; v. 25, p. 58); объясняется смысл сочинения (ratio totius operis – Ibid., v. 1, p. 59), указывается цель написания (propositus scriptoris – Ibid.), приводится содержание книги (ordinatio libri), в которой К. выделяет 27 тем (Wsz, v. 5, p. 60–61), по большей части следуя структуре «Тимея»: 1) О сотворении мира; 2) О происхождении души; 3) О соразмеренности или гармонии; 4) О числах; 5) О неподвижных и блуждающих планетах, к которым относятся Солнце и Луна; 6) О небе; 7) О четырех родах живых существ (небесных, крылатых, плавающих, земных); 8) О происхождении человеческого рода; 9) О причинах, по которым одни люди – умны, а дру­гие – глупы; 10) О видении (De visio); 11) Об образах; 12) О пользе виде­ния; 13) О материи; 14) О времени; 15) О первичных [четырех] элементах материи и их взаимодействии; 16) О различных телесных гуморах и флег­ме; 17) Об ощущении запаха и вкуса; 18) О различиях цветов и их переходе из одного в другой, также об имеющихся сходствах цветов; 19) О первичной жизненной субстанции; 20) О душе, ее частях и месте; 21) О членах тела и суставах; 22) О происхождении различных народов; 23) О болезни тела; 24) О болезни души; 25) Об излечении обоих видов материи; 26) О мире и обо всем, что содержится в нем; 27) Об умопостигаемом боге. Такой пере­чень мог быть результатом беглого чтения диалога К. и отметки им приме­чательных моментов, некоторые из которых могли быть заголовками из ра­бот ранних комментаторов на другие части «Тимея».

Собственно «Комментарий» начинается с рассуждения о пропорциях (Tim. 31с), поскольку, по мнению К., эта тема является одной из неизученных (artes incognitae – Ibid., v. 23, p. 58). С этого места К. точно придерживается текста Платона, почти ничего не пропуская. Помимо «введения» (сap. 1–7) в этом разъяснении (сap. 8–355) возможно выделить две части: о божествен­ном провидении (сap. 8–267) и о первичной материи (сap. 268–355). Часть первая, посвященная божественному провидению, включает в себя два раз­дела. В первом речь идет о сотворении мира (сap. 8–118): об устройстве тела мира и мировой души, о существующей гармонии между телом мира и его душой c отступлением о неподвижных звездах и блуждающих планетах, о соединении души и тела мира; во втором – об устройстве мира после его создания (сap. 119–267), здесь имеется рассуждение о видах бессмертных существ (о видимых богах: неподвижных звездах; земле; блуждающих пла­нетах), о невидимых богах или демонах, о смертных существах.

Часть вторая, посвященная учению о первичной материи, состоит из вводного раздела (сap. 268–274) и трактата о материи (сap. 275–320), в котором изложены доксография, мнение самого К. о материи и дано срав­нение взглядов К. в отношении материи и того, что изложено в «Тимее». Далее «Комментарий» прерывается. Несмотря на то что из своего плана К. разъяснил лишь первые 13 тем (Tim. 31с–53с), «Комментарий» представ­ляется вполне законченным произведением (Van Winden, p. 24–27).

Основные темы «Комментария», заданные «Тимеем», могут быть рассмотрены в виде отдельных «трактатов». Изложенные К. традиционные представления о происхождении и устройстве мира даны в сочетании с уче­нием о душе (мировой и индивидуальной, т. е. человеческой), материи, судь­бе, святых ангелах или демонах (демонология). Здесь же К. рассуждает о происхождении человеческого рода; о подобии человека миру (макрокосм– микрокосм). В основе тварного мира у К. лежат три начала: Бог–Материя– Образец (Deus–Silva–Exemplar). Все начала просты, бескачественны и веч­ны. Бог отождествляется с высшим благом, он лежит за пределами бытия, природы, ума. Бог предшествует миру как причина, а не во времени, по­этому мир одновременно и «создан» (factus), и «вечен» (aeternus). Тварный мир – живое существо, он состоит из мировой души и тела. Мировая душа создана Богом (так же причинно и вне времени), это – «третья субстанция». Она – нечто промежуточное между делимой и неделимой субстанцией; веч­на, поскольку самодвижима. Мир пронизывает жизненное начало; центр жизни не совпадает с центром мира, Землей, но находится в вечно движу­щемся Солнце.

Рассуждение о материи (сap. 275–320), занимающее большую часть «Комментария» (и включающее в себя разъяснение Tim. 47е–53с), начинается с исторического обзора предшествующих теорий (евреев, до­сократиков, эллинистических авторов) и заканчивается собственно уче­нием о материи. Традиционно материя – ни телесна, ни бестелесна, ско­рее, она потенциально и телесна, и бестелесна; нескончаема во времени (perpetua); беспредельна (infi nita); не имеет форм и качеств. Особенность трактовки К. в том, что материя – одновременно изменчива и неизменна, подлежит и не подлежит воздействию (что близко воззрениям Порфирия). Взаимодействие идей, форм (species) и материи описывается в платонов­ских терминах «отец» (pater) – «мать» (mater) – «отпрыск» (proles) (cap. 273; 277, 13–278, 7; 330; 324, 19–23). К. говорит, что все сущее – это продукт дея­тельности бога, природы или человека – художника, подражающего приро­де. Здесь природа-космос – это ипостась, следующая после ипостасей тра­диционной неоплатонической триады (бог–ум–душа).

Учение о судьбе (сap. 142а–190). Здесь К. рассуждает о соотно­шении судьбы и провидения. Провидение – это или сам бог, или ум бога. Судьба (fatum) действует на уровне мировой души. Судьба позиционирует­ся и как субстанция (substantia), и как действие (actus). К. признает наличие свободной воли человека и случайности. Применительно к судьбе рассмат­риваются понятия «возможность», «необходимость», «дивинация» и др. К. критикует стоическое учение о судьбе как фатализм.

Об индивидуа льной душе. Рассуждая о человеческой душе, К. вслед за Порфирием отвергает аристотелевское определение души как эн- телехии тела, предпочитая ему платоническую трактовку души как разум­ной самодвижущейся субстанции.

Д емонология (сap. 127–136). Подробнее, чем в «Тимее», К. разработа­на демонология, основные положения которой восходят к «Послезаконию» (981а–985е). Следуя Платону, К. перечисляет пять составляющих частей Вселенной: огонь, эфир (также огненный, но более грубый по природе), небо, воду и землю (сap. 129). Поскольку состоящий из огня верхний, а также ниж­ний (земля) регионы Вселенной населены разумными существами – соответ­ственно, богами и людьми, то такими же, т. е. населенными, по мнению К., должны быть и три промежуточные области. К. выделяет пять видов разум­ных существ (сap. 130): высшие (божественные звезды), эфирные, воздуш­ные, водные и земные (подверженные страстям люди) (сap. 131); описывает их особенности и функции. В эфире живут существа, называемые иудеями «святыми ангелами» (sanctos angelos), греками, а также самим К. – демонами (daemones). Занимая промежуточную позицию между Богом и людьми, они заботятся о том, чтобы Богу стало известно о людских молитвах, способст­вуют тому, чтобы он знал о действиях и поступках людей, передают людям божественную волю, отчего они и называются «ангелами» (ἄγγελοι – по­сыльный, связной) – об этом, согласно К., свидетельствуют греки, латиняне и весь варварский мир (сap. 132). Природа демонов смешанна: божествен­на и бренна; они подвержены страстям (с. 131), невидимы (c. 135b), им нет числа (с. 134). К. говорит о существовании злых демонов, о месте, которое им принадлежит, отождествляет их с падшими ангелами (cap. 135b). Он кри­тикует теорию о том, что ангелы / демоны есть души, освобожденные от сво­их тел, полагая ее не соответствующей учению Платона (сap. 136).

Влияние. Значение К. сопоставимо со значением таких авторов, как Макробий (сер. 5 в.) и Марциан Капелла (кон. 5 в.). Впервые о К. упомянул Фульгенций (кон. 5 – нач. 6 в.) в титуле своего сочинения: Fabii Planciadis Fulgentii Expositio sermonum antiquorum ad grammaticum Calcidium (ed. R. Helm, 1970). В раннее Средневековье имя К. ассоциировалось главным образом с диалогом Платона «Тимей», по этой причине сведения о К. в тот период, равно как и позднее, в эпоху Каролингов, неотделимы от истории изучения «Тимея». Латинский «Тимей» К., связавший позднюю Античность и Каролингское возрождение, изучался средневековыми школярами наряду с «Комментарием на “Сон Сципиона”» Макробия. Можно сказать, что сред­невековый платонизм 9–12 вв. знал Платона в переводе К. и в интерпрета­ции Макробия.

Рукописная т радиция. Общее количество манускриптов с текста­ми К. весьма велико – их насчитывается свыше 140 (Waszink 1962, p. cvii– cxxxi), при этом ранних (9–10 вв.) рукописей лишь 4, в основном же копии с текстами К. были созданы в 11–13 вв.

Издания:

  • Timaeus a Calcidio translatus commentarioque instructus. Ed. J.H. Waszink. London; Leiden, 1962 (Plato Latinus. Vol. IV);
  • Commentario al «Timeo» di Platone, – Calcidio. A cura di C. Moreschini. Mil., 2003;
  • см. англ. пер. отд. фрагм. в кн.: Van Winden 1959 (о материи), Den Boeft 1970 (о судьбе), 1977 (о демонах).

Литература:

  • Wrobel J. Platonis Timaeus interprete Chalcidio, cum eiusdem commentario. Lpz., 1896;
  • Switalsky B. W. Des Chalcidius Kommentar zu Plato’s Timaeus, – Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters 3/6 (1902);
  • Jones R. M. Chalcidius and Neoplatonism, – CPhil 13, 1918, p. 194–208;
  • Waszink J.H. Praefatio, – Timaeus a Calcidio translatus... p. ix–clxxxiii;
  • Van Winden J.C.M. Calcidius on Matter. His doctrine and sources. A chapter in the history of Platonism. Leiden, 1959;
  • Den Boeft J. Calcidius on fate: his doctrine and sources. Leiden, 1970;
  • Den Boeft J. Calcidius on demons. Leiden, 1977;
  • Dillon J.M. The Middle Platonists. A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977, 19962, p. 401–408 (рус. пер.: Диллон Д. Средние платоники, пер. Е.В. Афонасина. СПб., 2002);
  • Gersh S. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition. Vol. II. Notre Dame, Indiana, 1986;
  • ЛОСЕВ, ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1, 1992, с. 102–140.

М. С. ПЕТРОВА