Библиографическое описание:
Солопова М.А. ДИОГЕН СИНОПСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 335-338.


ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης ὁ Σινωπεύς) (ок. 408 – ок. 323 до н. э.), родоначальник греческого кинизма (наряду с Антисфеном), один из наибо­лее известных и своеобразных моралистов-сократиков. Имя Д. в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим асоциальным обра­зом жизни и хлесткими афоризмами на грани дозволенного в духе киниче­ской «свободы высказывания» (парресии).
Жизнь. Родился в г. Синоп, милетской колонии на южном берегу Черного моря. Недоступная проверке поздняя биографическая традиция представляет молодого Д. участником драматического приключения, ини­циированного преступлением своего отца за изготовление фальшивых мо­нет, заключением в тюрьму, изгнанием и т. п. Кульминацией заметно про­тиворечивых версий сюжета является полученный Д. оракул «переоценить ценности» (или «перечеканить монету», νόμισμα παραχαράττειν), намекаю­щий одновременно на известный в сократической литературе мотив побуж­дения Аполлоном к занятиям философией и на события семейной истории с фальшивомонетничеством. Радикальная переоценка, а фактически отказ от ценностей культуры в рамках еще значимой для сократических школ со­фистической оппозиции природа – закон (φύσις – νόμος) привела Д. к поис­кам асоциального идеала естественного существования.
Оказавшись в Афинах ок. 362, Д. стал учеником сократика Антисфена; после его смерти в 360, как традиционно считается, возглавил киническое движение. Современные исследователи расценивают эпизод ученичества Д. фикцией античных биографов (см. GIANNANTONI, SSR IV, p. 223–233), хотя не отрицают влияния на Д. сочинений Антисфена. Следуя правилу «выска­зываться свободно», Д. нашел нелестные слова для определения своего от­ношения к афинской культуре и ее интеллектуальной элите: Платон отлича­ется не красноречием, а пусторечием, у Евклида не ученики, а желчевики, и даже Антисфен – труба, не слышащая собственного звука, и т. п.
Возможно, Д. не постоянно пребывал в Афинах. Имеются по крайней мере два текста, которые повествуют о пленении Д. морскими пиратами и продаже его в рабство (у Мениппа и Евбула, ср. также «Беседы» Эпиктета III 24; IV 1). Достоверность этой поздно оформленной (впервые, вероятно, Мениппом) истории невелика. Античные источники представляют две вер­сии: 1) Д. живет в Коринфе и учит сыновей своего хозяина «всем наукам», от метания дротиков до чтения историков и поэтов, являя им образец доб­родетели и мудрости; 2) Д. живет в Афинах в крайней нищете и эпатирует граждан смесью словесного морализаторства и непристойности поведения. В результате сочетания этих версий возникает сюжет о том, что Д. попере­менно жил то в Афинах, то в Коринфе. О могиле Д. именно в Коринфе пи­шет историк Павсаний (Pausan. II, 2, 4).
Сочинения Д. утрачены, все сведения черпаются из позднейшей ли­тературы (прежде всего D. L. VI 20–80). Сомнения в аутентичности час­ти либо всего корпуса приписываемых Д. текстов были распростране­ны уже в Античности (ср. два списка его сочинений по Диогену Лаэртию и Сотиону, в которых указаны диалоги, сборники изречений и писем, а так­же трагедии, D. L. VI 80). Впрочем, сам Д., подражая, вероятно, Сократу, записанные тексты ценил гораздо менее, чем устную речь (называя по­следнюю ἄσκησις ἀληθινή0 «истинным воспитанием», VI 48). Названия ряда связанных с именем Д. сочинений отражают традиционную этическую те­матику современной ему философии: «Государство», «О любви», «О доб­родетели», «О благе», «О смерти», «Этика». Эпикуреец Филодем из Гадары (1 в. до н. э.) в своем сочинении «О стоиках» упоминает о влиянии, которое оказало «Государство» Д. на стоика Зенона из Кития и, отзываясь об извест­ных ему сомнениях в авторстве Д., отмечает, что по крайней мере Зенон (ос­новавший Стою ок. 300 до н. э.) в авторстве Д. не сомневался. Между тем Диогеново «Государство» было одним из наиболее скандальных произведе­ний Античности. В нем Д. высказывал идеи о бесполезности оружия, денег, проповедует общность жен и детей, допуская для киника полную сексуаль­ную свободу, кровосмешение и даже каннибализм.
Учение. Д. был одним из создателей того нетрадиционного течения в постсократовской философии, к содержательным сторонам которого от­носится уже описание одежды его приверженцев. Д., как считается, соз­дал знаменитый костюм киника: короткий плащ на голое тело, котомка через плечо, дорожный посох, босые ноги (ср., однако, Антисфен и D. L. VI 13). Жилищем Д. стал большой глиняный пифос («бочка»), стоявший у храма Матери богов на афинской агоре, где он часто просил подаяния. Д. рассуждал об идеале крайней умеренности во всем, стараясь обойтись минимумом естественных потребностей и тем самым быть самодостаточ­ным. Несмотря на аскетизм в телесной жизни, именно отношение к «де­лам Афродиты» сделало Д. одним из главнейших бесстыдников в истории Афин. Последовательно воздерживаясь от всяких эротических связей, счи­тая любовь «делом бездельников» (VI 51) и хлестко изобличая как мужскую (подростковую), так и женскую проституцию, Д. был известен склонно­стью к различным непристойным жестам. Эта сторона поведения демонст­рировала принципиальное нежелание Д. скрывать какие-либо из своих ча­стных действий вплоть до физических отправлений (кинический «собачий стиль»). Наиболее яркой чертой позиции Д. была «свобода речи» (парре­сия), которую Д. считал «самой прекрасной вещью на свете» и в качестве таковой – существом философии.
Скандальность поведения сочеталась у Д. с морализаторством. Д. занят поиском добродетели и «жизни по разуму» на путях воспитания и упраж­нения души (ἄσκησις ψυχική). Излюбленным приемом Д.-моралиста была традиционная процедура опровержения (с неизменным вопросом «не стыд­но?» в качестве зачина – VI 65), в результате которой выяснялось, что стыд­но вести себя противно своей природе и жить не по разуму. В целом у Д. просматривается небрежность в использовании традиционных категорий: принимая оппозицию природа–закон, с природой Д. ассоциирует необходи­мость, свободу, разум, истинное благо, а с законом – случайность, страсти, мнимое благо (VI 38; 42). В результате подмены смысла традиционных по­нятий категория «стыда» как основа собственной моральной проповеди Д. лишается почвы, оказываясь в ряду установленного законом, следователь­но неестественного. Отмечаемый для Д. антиинтеллектуализм справедлив в том смысле, что 1) он, в сущности, отказался от Сократова диалектиче­ского искусства определения – самые известные философские акции Д. об­наруживают в нем мало вкуса к логической аргументации (так, его отве­том Платону, определившему человека как «животное с двумя ногами, без перьев», был ощипанный петух; возражением на тезис о несуществовании движения – демонстративное молчаливое хождение); 2) его призыв к «жиз­ни по разуму» имел результатом существование, большинством восприня­тое как безумное («сумасшедшим Сократом» назвал Д. Платон – VI 54, ср.: Stob. III 62). К современникам Д. относился с неизменной мизатропией – ср. известный эпизод «днем с огнем»: Д. днем бродил по городу со светильни­ком и возглашал «Ищу человека!», а прибежавшим людям объявил, что ис­кал человека, а не мерзавцев.
Презирая и высмеивая основные социальные институты и ценности, Д. соответственно высказывался о религии и властях. Его критика рели­гии находится в русле отстаивания свободы и критики закона как проти­воестественного установления, причем Д. озабочен в основном порицани­ем традиционного культа (обрядов, молитв, толкований снов) и различных житейских казусов, связанных с его соблюдением, VI 29. Особое место в апофтегматике Д. заняли его беседы с Александром Македонским (VI 32, 60, 63, 68), в ходе одной из них якобы и прозвучали слова «Не засти мне солнце».
Сделав достоянием культуры ее отрицание, в истории античной фило­софии Д. остался автором лозунга о «переоценке ценностей», реализовав его через оппозицию обществу и странничество. Отчасти итогом такого об­раза жизни явилась его идея о космополисе как «правильном государстве» (ὀρθὴ πολιτεία, 95), превышающем узкие рамки исторических институций. Впоследствии эту идею восприняли и плодотворно развили стоики.
Влияние Д. можно проследить для последующей истории греческо­го кинизма: к его окружению принадлежали Кратет Фиванский, Моним, Гиппархия, Метрокл, составивший сборник изречений (хрий) Д.; в поздне­эллинистическую эпоху на свет появился ряд Диогеновых псевдоэпигра­фов (прежде всего «Письма Д.»), в которых философия жизни Д. получила дальнейшее развитие. Свои варианты образа Д. были у Максима Тирского, Диона из Прусы (в серии т. н. «Диогеновых речей» – VI, VIII–X), имп. Юлиана. С особой симпатией к собирательному образу идеального кини­ка Д. относились представители Римской Стои – прежде всего Эпиктет, который серьезно считал, что Д. «был столь кроток и человеколюбив, что ради общего блага людей с радостью принимал на себя столько трудов и те­лесных мучений» (Diatr. III 24, 64). Эллинистическая традиция, как пред­ставляется, демонстрирует, что основателем кинизма в античности считал­ся Диоген Синопский, а не Антисфен, потому что механизм идеализации образа родоначальника школы был применен именно к нему.
Фрагм.: GIANNANTONI, SSR II, 1990, p. 227–510 (cap. V B. – Diogenes Sinopeus); Dorandi T. Filodemo, Gli Stoici (PHerc 155 e 339), – CronErc 12, 1982, p. 91–133 (текст, пер. и комм. свидетельств о «Государстве» Диогена); Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. М., 1984.
Лит.: Fritz K. von. Quellenuntersuchungen zur Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope. Lpz., 1926; Sayre F. The Greek cynics. Baltm., 1948; Finley M. I. Aspects of antiq­uity. Discoveries and controversies. L., 1968, p. 89–101; Niehues-Proebsting H. Der Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Münch., 1979; Bracht Branham R. Defacing the Currency: Diogenes’ Rhetoric and the Invention of Cynicism; Long A. A. The Socratic Tradition: Diogenes, Crates and Hellenistic Ethics, – The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. by R. Bracht Brancham, M.-O. Goulet-Caze. Berk.; L.Ang.; L., 1996, p. 81–104; 28–46; Hook B. S. Oedipus and Thyestes among the Philosophers: Incest and Cannibalism in Plato, Diogenes, and Zeno, – CPhil 100, 2005, p. 17–40; Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М., 1982. См. также общ. лит. к ст. Киники.

М. А. СОЛОПОВА