Библиографическое описание:
Столяров А.А. БОЭТ СИДОНСКИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 212-213.


БОЭТ СИДОНСКИЙ (Βόηθος ὁ Σιδώνιος) (2 в. до н.э.), философ-стоик, ученик Диогена Вавилонского, возможно, слушал также Зенона из Тарса (ISHerc. col. 51). Вероятно, имел собственных учеников (οἱ περὶ τὸν Βόηθον – Philo. Aetern. 15). От сочинений Б. сохранились незначительные фрагмен­ты. По названиям известны: «О природе», «О судьбе» (D. L. VII 148–149), комментарий к поэме Арата «Явления» (по меньшей мере в 4-х кн., Gemin. Intr. in Phaen. XVII 48). Тематика сочинений свидетельствует о преимущест­венном интересе к физике (хотя нельзя исключить, что Б.-стоик тождествен некоему Б., автору трактата «Об аскезе» в 4-х кн., упомянутому в папирусе 2 в. н. э. – CPF I 1, р. 110 сл.).

Взгляды Б. по ряду ключевых вопросов отличались от школьной дог­мы. «Критерий истины» он делил на части и говорил о нескольких «кри­териях» – уме, чувственном восприятии, влечении и знании (D. L. VII 54), – возможно пытаясь прояснить структуру и механизмы возникновения «постигающего представления» (καταληπτικὴ φαντασία). Космос Б. не счи­тал живым существом (D. L. VII 143), а богом называл сферу неподвиж­ных звезд (VII 148) или эфир (Aёt. I 7, 25) – желая, вероятно, представить его чем-то отличным от космоса. Как впоследствии Панетий, Б. отвергал догму о «воспламенении» и космических циклах, считая космос вечным и неуничтожимым. Аргументы его таковы: ни внутри космоса, ни вне его нет причины, способной погубить космос, а если бы космос погибал бес­причинно, он вновь возникал бы из не-сущего, что невозможно; наконец, во время «воспламенения» космическая душа (бог, творческий логос) оста­валась бы бездеятельной, что также невозможно (Philo. Aetern. 15 сл.).

В других отношениях Б. более ортодоксален: считал душу огненной пневмой (Macr. In Somn. I 14, 19) и полагал, что правильное понимание характера каузальных связей (судьбы – D. L. VII 149) позволяет объяснить причины знамений и предсказаний (Cic. Divin. I 13; II 47). По-видимому, Б. испытал перипатетическое влияние, что в ряде случаев затрудняет иден­тификацию его взглядов в отличие от одноименного перипатетика. Т. обр., у Б. заметны первые проявления синкретизма, характерного впоследствии для Средней Стои.

Фрагменты

  • SVF III 1–11, p. 265–267 (учтены не все тексты)

Литература

  • MORAUX, Aristotelismus I, 1973, S. 143, 172 сл.

См. общ. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. СТОЛЯРОВ