АДИАФОРА (греч. ἀδιάφορα [ἀ priv. διαφέρω, «различаю»], лат. indifferentia, media, interjecta), термин античной этики: «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то, ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467с; D. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ – Sext. Adv. math. XI 3–4) и кинической (D. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. стало нормой.
В этике Ранней Стои понятие А. приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь, А. делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (D. L. VII 102 сл.; Sext. Adv. math. XI 59 сл.).
Членение «безразличного» свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (D. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стои характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания.
Литература
А. А. СТОЛЯРОВ