Библиографическое описание:
Глухов А.А. «ФИЛЕБ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 755-757.


«ФИЛЕБ» (Φίληβος ἢ περὶ ἡδονῆς, подзаголовок: «Об удовольствии»), диа­лог Платона. Как по стилистике, так и по содержанию большинство иссле­дователей относят его ко 2-й пол. 350-х до н. э., ставя в хронологическом ряду после «Софиста», «Политика», «Тимея», «Крития» и VII Письма. Поскольку работа над «Законами» была начата еще в 360-е и продолжалась до самой смерти Платона, можно утверждать, что «Ф.» – последний его творческий замысел. Диалог традиционно считается одним из труднейших для интерпретации, однако учет общеакадемического контекста позволяет прояснить его содержание.
Раннее платоновское учение о благе и удовольствии (см. Prot. 351b–357e, Gorg. 501a, Resp. IX, 580d–588a) основывалось на следу ющих по ложениях: 1) различие удовольствий; представление об особом «из мери тель ном искус стве», позволяющим их оценивать; признание только удо вольствий разума благами и их первенства над прочими удовольствиями; 2) высшее благо как предмет этики; метод этического исследования – частный случай универсального подхода к рассмотрению сущего: схватить сущее само по себе, т. е. его идею (отсюда важность онтологического введения в этику и стремление к математизации ее методов). Эти основоположения этики среди учеников Платона считались, по-видимому, чем-то само собой разумеющимся до тех пор, пока в Академию ок. 360 не прибыл Евдокс Книдский, высказавший свое мнение о том, что «благом для всех живых существ является удо вольствие» (Arist. E. N. X, 1172b). Содержание этого тезиса противоречило основам платоновского учения, что спровоцировало внутриакадемическую дискуссию о природе блага, удовольствия и предмете этики (см. материалы «Топики»). Спевсипп попытался опровергнуть аргументацию Евдокса чисто логическими средствами (ср. аристотелевское соч. «О противоположностях») и выстроил свое учение о благе как некоем состоянии «безмятежности», среднем между двумя противоположностями – удовольствием и страданием, которые благом не являются, – и, тем самым, отчасти развил платоновскую точку зрения (ср. «Государство»). Аристотель критикует подход Спевсиппа как поверхностный (VII, 1153b) и поддерживает Евдокса в том, что касается предмета этики. Платон был вынужден вмешаться в ход дискуссии: он читает лекцию «О благе», из разрозненных свидетельств о которой можно сделать вывод о том, что она представляла собой методологическое введение в этику как науку о высшем благе (см. Arist. M. M. I, 1, 1; Aristox. Harm. 39, 4). Эта лекция не достигла ожидаемых целей, и Платон постепенно приходит к мысли о возможности построения этического учения, предметом которого будет не высшее благо, а «благо для нас», которое и обсуждается в «Ф.». Подчеркнуто главной линией рассуждения в «Ф.» является ответ на во­прос, что в большей степени является благом «для живых существ» – удо­вольствие (ἡδονή) или разум (φρόνησις). Однако большую часть диалога занимают несколько второстепенных рассуждений: 1) «Диалектический раздел» (Phileb. 19a–23b) в контексте основного рассуждения представля­ет собой очевидный логический круг, однако в более широком контексте академической дискуссии – это демонстрация Платоном важности учета общих онтологических проблем при рассмотрении частных проблем эти­ки; 2) «Четырехчастное деление сущего» (23c–31b) на предел, беспредель­ное, смесь предела и беспредельного и причину смеси оснащает собеседни­ков инструментом, с помощью которого будет разрешен основной вопрос: «жизнь удовольствия» относится к роду беспредельного сущего, «жизнь, смешанная из удовольствия и разумности» к роду смешанного сущего, а «жизнь разума» к роду причины. Понятие смешанного рода сущего игра­ет в диалоге и в поздней онтологии Платона важнейшую роль. «Ф.» здесь составляет своеобразную пару к «Тимею», предметом которого было опи­сание сущего с учетом онтологического преимущества вечно сущего (мира идей, бытия) перед преходящим. Кругозор «Ф.» по отношению к «Тимею» намеренно сужен: мир идей обходится молчанием, но для того, чтобы по­строить науку о «ныне сущем» (23c), необходимо найти ему замену и найти в сфере становления вещи с особым онтологическим статусом. Ими ока­зываются вещи смешанного рода сущего, которые определяются как «дос­тигшее полноценности существование» (27c). Понятие смешанного рода сущего, по-видимому, возникло в результате внутриакадемической дискус­сии о гармонии («предел» и «беспредельное» в платоновском диалоге име­ют явно пифагорейское происхождение, самым показательным примером смешанного класса оказывается гармония, наряду со здоровьем, музыкой, красотой, силой), другим результатом которой следует признать аристо­телевское понятие образцовых типов сущего (см. Arist. E. E. 1241b27 сл.); 3) Рассуждение о видах и происхождении удовольствия и страдания (31b– 55c) занимает значительную часть диалога. Удовольствие и страдание опре­деляются как восстановление и разрушение естественного состояния тела (смешанный род сущего), что предопределяет собой итог дискуссии: удо­вольствие всегда смешано со страданием, поэтому большинство удоволь­ствий будут ложными. Чистое удовольствие возникает лишь в том редком случае, когда парное к нему страдание оказывается незаметным для души. Чистыми называются удовольствия, получаемые от созерцания, обоняния и от занятий науками (51–52). 4) Рассуждение о видах и иерархии наук (55c–59d), в ходе которого выясняется, что прикладное использование наук оказывается менее чистым и истинным, чем занятия философа, направлен­ные на познание бытия. Итогом всего диалога оказывается вывод о том, что первенство нужно отдать смешанной жизни, разум удостаивается третьего места, а удовольствие только пятого.
Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), Н. В. Самсонова (1929, 1971).
Лит.: Gadamer H.-G. Platos Dialektische Ethik: Phänomenologische Interpretation zum «Philebos». Lpz., 1931; Diès A. (ed.) Platon, Philèbe. P., 1941 (BL); Hackforth R. Plato’s Examination of Pleasure. Camb., 1945; Gosling J. C. B. Plato, Philebus. Oxf., 1975; GUTHRIE, HistGrPhilos V. The Later Plato and the Academy. Camb., 1978; Thesleff H. Studies in Platonic chronology. Helsinki, 1982; Frede D. Plato, Philebus. Indnp.; Camb., 1993; La Fêlure du Plaisir. Etudes sur le Philebe de Platon. Vol. I – II. Ed. M. Dixsaut. P., 1999–2000.

А. А. ГЛУХОВ