Библиографическое описание:
Верлинский А.Л. ЛИКОФРОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 449-451.


ЛИКОФРОН (Λυκόφρων) (1-я пол. 4 в. до н.э.), греческий софист; пред­положение, что Л. был учеником Горгия, основывается на том, что цита­ты из его сочинений Аристотель приводит наряду с примерами из Горгия и его ученика Алкидаманта как примеры «холодного» стиля, т. е. отталки­вающего слушателей, порицая Л. за злоупотребление высокопарными ком­позитами и редкими словами (DK83, fr. 5). Немногочисленные сведения о Л. целиком восходят к Аристотелю, который определенно не симпатизиру­ет ему. Одно из его положений является, по Аристотелю (fr. 2 DK), при­менением к отдельным вещам учения элеатов о том, что реальность в це­лом представляет собой единство в радикальном смысле, т.е. исключает множество: Л., чтобы избежать противоречия, которое будто бы возникает при утверждениях типа «Сократ есть белый» – одна и та же вещь одновре­менно оказывается и одним и многим, – отказался от употребления глаго­ла «быть» (согласно Фемистию, Themist. In Phys. 6, 26–30), он упразднил «быть» в значении связки и ограничил его употребление утверждениями, означающими существование: «Сократ есть» в значении «Сократ существу­ет», ср. Ross, Physics, p. 469 ad loc.). Это предложение несовместимо с онто­логией элеатов и не связано, скорее всего, вообще с какими-либо онтологи­ческими воззрениями, но относится к логическим парадоксам и языковым экспериментам, типичным для софистов. К той же сфере относятся, по-ви­димому, и определение обладания знанием (ἐπιστήμη), fr. 1, как соединения (συνουσία) «познания» (ἐπίστασθαι) и «души», которое Аристотель приво­дит в качестве примера ошибочных с логической точки зрения дефини­ций (Met. Η 6, 1045b9–11 = DK83, fr. 1, ср: Met. Ζ 12, Ross, Metaphysics, II, p. 206), а также уловка Л., основанная на омонимии (произнесение похвалы созвездию Лиры вместо похвалы музыкальному инструменту, предложен­ному в качестве предмета импровизации, fr. 6).

Два других высказывания характеризуют Л. как приверженца либераль­ного крыла софистики. Аристотель, полемизируя с учениями, которые огра­ничивают цели государства защитой имущества граждан от посягательств из­вне и изнутри, упоминает положение Л.: «государство... должно заботиться о добродетели. В противном случае сообщество граждан превратится в воен­ный союз... а закон сделается соглашением и, как сказал софист Л., гарантом (ἐγγυτής) справедливости в отношениях друг с другом, но не будет способен делать граждан добродетельными и справедливыми» (Pol. III, 9, 1280b6–12 = fr. 3). Согласно этому указанию, Л. был сторонником воззрения, что зако­ны и государство должны лишь защищать граждан от посягательств на их жизнь и собственность (позиция, которую Поппер называет «протекциониз­мом»), являясь, т. обр., предшественником современных либеральных теорий. Аристотель, очевидно, упоминает Л. лишь из-за его удачной формулировки сути критикуемого воззрения (в том, что Л. назван как приверженец учения о договоре, не может быть, однако, сомнений: слово ἐγγυτής, «гарант», «по­ручитель», подразумевает сравнение с соглашением, причем закон сравнива­ется с третьей стороной, следящей лишь за его исполнением, по отношению к которой у договаривающихся сторон нет специфических обязательств). Нет оснований считать, что Л. первым сформулировал учение об обществен­ном договоре в либеральном духе, как предполагал Поппер: уже Антифонт не только называет установленные законы соглашениями (DK87 B 44 fr. A, col. I–II), но и требует их соответствия «протекционистскому» принципу «не обижать другого и не испытывать вреда самому» (B 44 fr. С).

Сопоставляя аристократическое происхождение с другими благами, Л. сказал о нем: «достоинство знатности неочевидно, она лишь слывет заслу­живающей почтения» (согласно пояснению Аристотеля, это подразумевает, что знатность предпочитают незнатности только ввиду ее репутации, а по­истине незнатные ничем не отличаются от знатных, 83, 6): одно из самых радикальных отрицаний преимуществ знатного происхождения, косвенно подтверждающее его высокий престиж в современном Л. обществе.

Фрагменты

  • DK II, 307–308;
  • I sofisti: Testimonianze e frammenti. Fasc. II. Ed. M. Unter­steiner. Fir., 19612, p. 150–155.

Источники:

  • Aristotle’s Metaphysics. A Revised Text with Introduction and Commentary by W.D. Ross. Vol. II. Oxf., 19532;
  • Aristotle’s Physics. A Revised Text with Introduction and Commentary by W.D. Ross. Oxf., 1936;

Литература

  • Nidermeyer H. Aristoteles und. der Begriff des Nomos bei Lykophron, – Festschrift P. Koschau. Bd. III. Weimar, 1939, S. 140–171;
  • Popper K. The Open Society and Its Enemies. Vol. I. (1945). L., 19665
  • Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992;
  • GUTHRIE, HistGrPhilos III, 1969, p. 139–140; 313–314;
  • Hofmann H. Lykophron der Sophist 10), – RE, Suppl. XIV, 1974, Sp. 265–272;
  • Mulgan R.G. Lycophron and Greek Theories of Social Contract, – JHI 40, 1979, p. 121–128;
  • Guthrie W.K.C. Reply to R.G. Mulgan, – Ibid., p. 128;
  • Untersteiner M. Les Sophistes. T. 2. P., 1993, p. 198–200;
  • Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006, с. 206–220.

А. Л. ВЕРЛИНСКИЙ