КОРНУТ ЛУЦИЙ АННЕЙ (Cornutus L. Annaeus, греч. Κορνοῦτος) из Лептиса в Ливии (10/20–80/90 н.э.), философ-стоик, учитель философии в Риме ок. 50–68 (среди его учеников – поэты Лукан и Персий), в 68 был изгнан из Рима в числе прочих философов имп. Нероном.
Сохранилось составленное К. «Краткое изложение традиционного греческого богословия» (̕Επιδρομή τῶν κατὰ τὴν ἑλληνικὴν θεολογίαν παραδεδομένων, лат. Theologiae Graecae compendium), в котором он систематизировал для учебных целей аллегорические интерпретации греческой мифологии, толкования имен греческих богов, во многом опираясь на традицию стоической аллегорезы с ее тяготением к этимологизированию. Напр., К. начинает свое изложение с толкования слова «небо»: «Небо, дитя мое, окружает землю и море, и все, что на земле и в море, – потому оно и называется “небом” (οὐρανός), будучи границей (οὖρος) горних мест и отграничивая (ὁρίζων) [от них] природу» (Cornut. Theol. gr. 1, 1–4 Lang). Подобно тому, как людьми управляет душа, космос так же обладает душой – Зевсом (Ζεύς), имя этого божества указывает на то, что он живет изначально, повсюду и дает жизнь (τὸ ζῆν) всему живому (3, 3–6); сам Зевс – один из детей Кроноса (времени – χρόνος) и Реи (потока); Гестию (̔Εστία) древние назвали так потому, что она всегда покоится (ἑστάναι), или потому, что от природы находится в самом внутреннем месте (ἐσωτάτω), или потому, что на ней, как на некотором основании, покоится весь космос (52, 4–9). Наряду и в дополнение к этимологиям К. широко использует рационалистические и естественные толкования: пожирание Кроносом своих детей надо понимать в том смысле, что все порожденное во времени по закону движения вновь исчезает через некоторое время в соответствии с тем же законом, и т. д. По К., предпринятый им труд и избранный экзегетический метод призваны показать, что традиционное богословие и мифология не представляют собой случайные выдумки, что наши предки были способны понять природу космоса и рассуждали о ней посредством символов и загадок. Знание подобных вопросов полезно для утверждения истинного благочестия, освобождения от суеверия, воспитания у молодежи правильного отношения к жертвоприношениям и молитве.
К. был также известен как автор сочинения (возможно, комментария), посвященного «Категориям» Аристотеля. Вероятно, как и сочинение Афинодора, это была сводка возражений против учения о категориях Аристотеля, о чем можно судить по характеру ссылок на имя К. у Симпликия (Simpl. In Cat. 18, 28; 187, 31; 351, 23; 359, 1–6). По-видимому, это соч. К. тождественно соч. «Против Афинодора и Аристотеля» (Simpl. In Cat. 62, 27), у Порфирия оно упомянуто как «Против Афинодора» (Porph. In Cat. 86, 24). Ему принадлежало также соч. «О вещах, обладающих определенным состоянием» (Περὶ ἑκτῶν), известное только по названию (см.: POxy. 52, 12–13); по поводу термина τὸ ἑκτόν см.: SVF II 471 и Simpl. In Cat. 163, 31; 209, 11, где о термине τὸ ἑκτόν говорится как об одной из проблем для исследования и категориального анализа. Другие сочинения К. были посвящены риторике и поэзии, точные названия их не известны.
Сочинения:
Литература:
М. А. СОЛОПОВА