Библиографическое описание:
Лебедев А.В. ДОСОКРАТИКИ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 350-352.


ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques; англ. Presoc­ratics), новоевропейский термин для обозначения ранних греческих фило­софов 6–5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин ук­репился в международной историко-философской практике главным обра­зом благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г. Дильса (1848–1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в котором впервые были с научной полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фраг­менты из утраченных сочинений досократиков, а также доксографические и биографические свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет свы­ше 400 имен (большая часть их остается голыми именами), в том числе со­фистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не «до­сократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокос­могоний (см. Орфизм, Ферекид).

Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства).

Философия досократиков развивалась на Востоке – в ионийских городах Мал. Азии и на Западе – в греческих колониях Южн. Италии и Сицилии; от­сюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом, для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуа­лизм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимуще­ственная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттеснен­ность антропологической и этической проблематики (исключение – Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, ита­лийской, традиции – примат рационально-логического начала над чувст­венным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онто­логических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей раннегреческой философии – космос, понимаемый – с помощью доминирующего у досократиков метода анало­гии – либо биоморфно (гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо – у пифагорейцев – на основе числовых моде­лей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые от­казавшиеся от фольклорно-мифологического наследства – двоичных клас­сификаций и метафорической аналогии – и давших программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструиро­вания бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделя­ются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» – номос и фюсис – впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».

Внутренний ход развития философии досократиков может быть пред­ставлен в следующей формуле: построению космологических систем у ран­неионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретического обоснования возможности чув­ственного мира, и прежде всего – движения и множественности; старый гилозоистический космос разложился, выделив в особую категорию «дви­жущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элей­ской школы возникли более механистические плюралистические системы 5 в. – Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионий­скими»), в которых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождественного бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение – Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели ко­лоний, законодатели, флотоводцы и т. д. – прямая противоположность элли­нистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно».

Фрагменты

  • DK I–III;
  • Colli G. La sapienza greca. Vol. 1–3. Mil., 1978–1980;
  • Kirk G. S., Raven J.E., Schofield M. The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Camb., 1983;
  • Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989;
  • Маковельский А.О. Досократики. Ч. 1–3. Казань, 1914–1919.

Литература

  • Lloyd G.E.R. Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Camb., 1966;
  • Fraenkel H. Wege und Formen fruehgriechischen Denkens. Münch., 1968;
  • Um die Begriffswelt der Vorsokratiker. Hrsg. v. H.-G. Gadamer. Darmst., 1968;
  • Hoelscher U. Anfaengliches Fragen. Gött., 1968; Studies in presocratic philosophy. Ed. by D.J. Furley and R.E. Allen. Vol. 1–2. L., 1970;
  • Guthrie W.K.S. A History of Greek Philosophy. Vol. I. The Earlier Presocratics and Pythagoreans. Camb., 1962.
  • Guthrie W.K.S. A History of Greek Philosophy. Vol. II. The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus. Camb., 1965;
  • West M.L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971;
  • Fritz K. von. Grundprobleme der Geschichte der anti­ken Wissenschaft. B.; N. Y., 1971;
  • Cherniss H. Aristotle’s criticism of presocratic philosophy. N. Y., 1971;
  • The Presocratics. A collection of critical essays. Ed. A.P.D. Mourelatos. N. Y., 1974;
  • The Presocratics. Ed. E. Hussey. L., 1972;
  • Barnes J. The presocratic philosophers. L., 1982 (библ.);
  • Long A.A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Camb. (Mass.), 1998;
  • ЛОСЕВ, ИАЭ I. Ранняя классика. М., 1963;
  • Кессиди Ф.Х. От мифа к лого­су. М., 1972;
  • Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
  • Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980;
  • Зайцев А.И. Культурный пе­реворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985.

Библиография

  • The Presocratic Philosophers: An Annotated Bibliography. Ed. by L. E. Navia, 1993.

А. В. ЛЕБЕДЕВ