Библиографическое описание:
Жмудь Л.Я. ГИППОН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 280.


ГИППОН (῞Ιππων) (род. ок. 480/70 до н.э.), пифагорейский натурфило­соф. Известно о двух его книгах (DK38 А11), от которых дошел один до­словный фрагмент и около двадцати свидетельств. Кратин высмеивал его в комедии «Всевидящие» (ок. 435/31), называя нечестивцем, откуда, веро­ятно, и пошла (едва ли заслуженная) слава Гиппона как атеиста.

Деятельность Гиппона связана с традиционными центрами пифагоре­изма в Южн. Италии, он упомянут в списке пифагорейцев Аристоксена (А 1, 3, 11). Поскольку Аристоксен называл его родиной Самос, многие счи­тали его эпигоном ионийской школы, тем более что началом Г. считал вла­гу (τὸ ὑγρόν, A 6, 11). Однако влага Г. лишь внешне схожа с водой Фалеса, в центре его внимания скорее микрокосм, чем макрокосм. Г. продолжал ли­нию пифагорейской натурфилософии и италийской медицины (Алкмеон, Менестор, Эмпедокл), занимаясь преимущественно физиологией, эмбрио­логией и ботаникой. Он полагал, что в теле человека существует влага, бла­годаря которой он ощущает и живет; ее недостаток (избыток), например, из­за излишнего холода или тепла приводит к болезни и смерти (А 11). Душа имеет влажную природу (А 10), равно как и мужское семя; последнее про­исходит не из головного мозга, как считал Алкмеон, а из костного (этот тезис Г. доказывал с помощью «эксперимента», А 12). Важные фазы в раз­витии человеческого организма (созревание плода, появление зубов, поло­вое созревание) он, как и Алкмеон, связывал с числом семь или кратны­ми ему (А 16); подобные воззрения встречаются не только у пифагорейцев, но и у Солона, а позже у гиппократиков. Многие эмбриологические взгляды Г. фантастичны (пол ребенка зависит от того, чье семя оказалось сильнее, мужское или женское; близнецы рождается, если семени было больше, чем нужно на одного младенца, А 14, 18), хотя некоторые из них дожили до 19 в. Материалистический монизм Г. казался Аристотелю примитивным и гру­бым (А 7, 10), но идея о том, что здоровье зависит от баланса жидкостей в организме, стала определяющей для античной медицины.

Фрагменты

  • DK I, 385–389;
  • Лебедев А.В. Фрагменты, с. 421–424.

Литература

  • Lesky E. Die Zeugungs- und Vererbungslehren der Antike und ihr Nachwirken. Mainz, 1950;
  • GUTHRIE, HistGrPhilos II, 1965, p. 354–358;
  • Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Л. Я. ЖМУДЬ