СТИЛЬПОН (Στίλπων)
из Мегары (ок. 360 – ок. 280 до н. э.), философмегарик, «великий искусник в искусстве словопрения» (ἐν τοῖς ἐριστικοῖς); ученик
Евклида Мегарского, а также софиста
Фрасимаха (D. L. II 113). Диоген Лаэртий сохранил знаменитый ответ С. Деметрию Полиоркету, захватившему Мегары в 306 до н. э.: Деметрий распорядился возвратить философу разграбленное имущество, но С. заявил, что убытков у него нет никаких – воспитания у него никто не отнял, знания и разум остались при нем (D. L. II 115). Согласно Суде, С. написал не меньше 20 диалогов, Диоген уроминает о 9 (II
120), но в другом месте сообщает, что С. ничего не писал (I 116). Был известен разнообразными софистическими рассуждениями, опровержением различения между возможным и действительным, отрицанием онтологического значения связки «есть» и общих определений.
По С., сказать «человек» – значит ничего не сказать, потому что здесь не говорится ни о каком конкретном человеке (D. L. II 119). Также нельзя сказать «овощ», ибо тот или иной овощ не существует столько же, сколько существует овощ как вид. Как и
Антисфен, С. утверждал, что нельзя приписать субъекту отличный от него предикат («человек добр»), но можно лишь сказать «человек есть человек» (Plut. Adv. Colot. 22–23, 1119c–1120b). В этике С., вместе с киниками (и стоиками), отстаивал идеал «бесстрастия» (ἀπάθεια или ἀοχλησία, Sen. Ep. 9, 1–3; Alex. De an. 150, 34–35).
За эристическое упражнение, доказывающее, что скульптура Афины работы Фидия не может быть названа богом, С. был изгнан из Афин за безбожие. Диоген Лаэртий сообщает также о том, как С., играя словами, доказал киренаику
Феодору, прозванному Безбожником, что он-то и есть бог, ведь «чем называешься, тем и являешься» (D. L. II 100).
Учениками С. были Филон Диалектик и
Менедем, возглавивший Эретрийскую школу (см.
Элидо-Эретрийская школа); его также слушал и стоик Зенон (D. L. VII 24).
Фрагм. и свидетельства: GIANNANTONI, SSR, I, 1990, p. 449–468.
М. А. СОЛОПОВА