Библиографическое описание:
Столяров А.А. МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 468-471.


МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (26.04.121, Рим – 17.03.180, Виндобона, Вена), последний крупный представитель Поздней Стои, римский император (с 161).

Биография. Родился в знатной семье и был назван Марком Катилием Севером – в честь прадеда с материнской стороны. После ранней смерти отца, претора Анния Вера, усыновлен (и воспитан) дедом с отцовской сто­роны и стал называться Марк Анний Вер. В 138 по желанию императо­ра Адриана усыновлен дядей, будущим императором Антонином Пием, и получил имя Марк Элий Аврелий Вер. Видимо, тогда же был помолв­лен с дочерью Антонина Пия Фаустиной, которая стала его супругой в 145.

Получил всестороннее образование. Греческую и латинскую риторику изу­чал у известных риторов Герода Аттика и Корнелия Фронтона. Уже в юно­сти начал интересоваться философией. Среди наставников М. А. – плато­ники Александр и Секст Херонейский (племянник Плутарха), перипатетик Клавдий Север, стоики Аполлоний Халкедонский (специально приглашен­ный Антонином Пием для занятий с М. А.) и Квинт Юний Рустик (дважды консул и префект Рима при М. А.), который познакомил М. А. с записями бесед Эпиктета, оказавшими на М. А. несомненное влияние. Скорее все­го, М. А. имел представление об учениях всех крупных школ и, вероятно, об ионийской натурфилософии, но, видимо, с самого начала отдавал пред­почтение стоической доктрине. Кроме того, М. А. изучал музыку, математи­ку, право и др. дисциплины (SHA 2–3; M. Aur. I 7–9; 12; 14).

О жизни М. А. в 146–161 ничего не известно. С 161 (после смерти имп. Антонина Пия) – император с именем Марк Аврелий Антонин Август; до 169 правил вместе со сводным (по усыновлению) братом Луцием Вером, с 177 – вместе с сыном Коммодом. В 176 М. А. посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры – платоническую, стоическую, перипатетическую и эпикурей­скую, содержавшиеся за государственный счет (Philostr. V. soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31). В 170-х гг. придворным врачом М. А. стал известный медик и философ Гален. Последний период жизни М. А. наполнен походами. Умер во время очередной военной экспедиции 17 марта 180 в Виндобоне (Вена) или (по другим источникам) в Сирмии (Сремска-Митровица, Сербия).

Сочинения. Сохранилось единственное философское сочинение М. А. – «К самому себе» (Εἰς ἑαυτόν), а также письма (переписка с ритором Фронтоном, послания к афинянам и др.). «К себе самому» написано на гре­ческом языке и состоит из 12 кн. (деление на книги, видимо, появилось до­вольно рано, – Suda, s. v. Μάρκος; деление книг на отдельные записи вос­ходит к изданию Гатакера, 1652). Оно представляет собой философский «дневник», т. е. записки, сделанные М. А. лично для себя (основная часть записей относится, скорее всего, к 170-м), не предназначавшиеся для посто­ронних и изданные, несомненно, уже после его смерти. Об этом свидетель­ствуют отрывистая лаконичность многих записей и спорадические упоми­нания мест написания: «в области квадов» (перед нач. 2-й кн. или в конце 1-й кн.), «в Карнунте» (нач. 3-й кн.). Однако широкий обобщающий харак­тер некоторых записей, увещательно-наставительный тон, свойственный жанру диатрибы, позволяют предположить, что М. А. готовил материалы для философского сочинения (возможно, с целью поучения своего сына, бу­дущего императора Коммода), которое не успел написать. Сохранившийся текст лишен композиции (за исключением, 1-й кн.) и систематичности, изо­билует повторами и вариациями на сквозные темы: порядок мироздания, вечное возвращение, бренность сущего, смерть, следование природе, ис­правление нрава, общее благо и т. д.

Учение. Об «учении» М. А. следует говорить с еще большей долей ус­ловности, чем об «учениях» Сенеки и Эпиктета. Особенность М. А. – в лич­ном и свободном (иногда скептически-критическом) отношении к «сумме» стоических догм, наряду с которыми у М. А. встречаются гераклитовские, платонические и эпикурейские мотивы; не исключено знакомство с сочине­ниями Посидония. По сравнению с Эпиктетом (которого М. А. неоднократно упоминает и цитирует – I 7; IV 41; VII 19; XI 34) М. А. гораздо менее догма­тичен; возможно, он даже не считал себя ортодоксальным стоиком (ср. от­страненное «даже и стоикам» – V 10), хотя стоический взгляд на мир ему, не­сомненно, ближе прочих. М. А. свободно владеет нормативной технической терминологией Ранней Стои и, скорее всего, изучал главные работы клю­чевых ее представителей, из которых, однако, упоминает только Хрисиппа. Возможно, М. А. был знаком с сочинениями Аристона Хиосского (Front. Ad M. Caes. IV 13), известного своими ригористическими воззрениями.

Первая задача философии – разъяснить «основоположения» (δόγματα – Х 34). Гносеологическая и физическая догматика, непосредственно не свя­занная с этикой, имеет для М. А. значение общей пропедевтики, позво­ляющей в какой-то мере понять правила пользования разумом, основы мироздания и принципы поведения в жизни. Необходимо четко определять содержание представлений и правильно сочетать формулировки (III 11; IV 22). Кто не понимает, что такое мир, тот не знает, где находится и что дол­жен делать (VIII 52; IX 1). Важно понять законы природы и действовать со­ответственно (IV 21; VIII 13; 52; IX 41).

Основа стоического мировоззрения (аналитическое соединение поня­тий «космос», «разум», «целесообразность») становится у М. А. объектом предварительной оценки и осознанного выбора: либо промысл и разумная упорядоченность с их неизбежными, но приемлемыми издержками (смерть и распад суть неотъемлемая сторона природы – II 12; VIII 55; IX 3; 12), либо атомы и царство непознаваемой хаотической случайности (IV 3; VII 32; IX 39; X 6; XI 18; XII 14 – видимо, это был для М. А. один из самых принци­пиальных вопросов). Космос желательно представлять как целесообразно упорядоченное целое (τὸ ὅλον – VIII 5 и др.), управляемое благим промыс­лом, или «верным» разумом, который лежит в основе всеобщей и необхо­димой связи причин, т. е. мировой «симпатии» (V 26; IX 9). Но даже это допущение не устраняет сомнений в познаваемости мира – вечно обнов­ляющегося круговорота первоэлементов и текучих, преходящих, трудно­уловимых вещей (V 10; 23; VI 17; IX 28; 33; X 7; XI 1). Таков и сам человек: после смерти он распадается на элементы и становится частью всеобщего «семенного логоса» (II 17; IV 14).

Подобно Панетию, Посидонию и Сенеке, М. А. отвергает психологи­ческий монизм Ранней Стои. В человеке отчетливо различаются «бренная плоть» (σάρκιον, σαρκίδιον), «душевное начало» (πνευμάτιον) и разумное «ведущее» начало (ἡγεμονικόν) – личный «демон», «осколок» Зевса (II 12; III 6–7; V 10; 27; VIII 45), «внутренний повелитель» (τὸ ἔνδον κυριεῦον – IV 1, cp. X 38), – которое резко отделяется от влечений и порой противопоставля­ется не только душе, но (в платоническом духе) и веществу в целом.

Основной предмет М. А. – практическая этика. Человек слаб, и зада­ча философии – за недолгое отпущенное человеку время научить его «са­молечению» с помощью правильно выбранных принципов, объяснить, как повседневно существовать в этом мире: «Философия желает только того, чего желает твоя [разумная] природа» (V 9, ср. III 13; IV 48; VI 55). В прак­тическом отношении полезны не только стоические, но и любые разумные рецепты. Поэтому М. А. одобрительно излагает этические рекомендации Эпикура (VII 46; IX 41 ср. XII 34), не принимая, конечно, атомистической концепции. Значение имеют лишь нравственное благо и зло; все прочее без­различно (II 1; 11). Счастье, «благое течение жизни» (εὔροια – V 34; X 6) заключено в обладании добродетелью, т. е. в «согласии с природой» – все­общим «верным» разумом и судьбой (I 9; II 9; III 4; IV 16; VII 11; VIII 54). Все предопределено от века (X 5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий (III 16; IV 26; VII 54; 57; IX 6): «Иди прямо, следуя своей и всеобщей природе – путь у них один» (V 3). Всеобщая природа ве­дет человека тем, чтo с ним случается, а его собственная – тем, чтo он дол­жен делать (VII 55), и «никому не выпадает то, чего он не в силах вынести» (V 18 cp. X 3). Нужно «уединиться в себе» (IV 3; X 37), сообразовать свое разумное начало с природой целого, освободиться от гнева, страха, печали и обрести «бесстрастие» (XI 18), овладев «надлежащим» во всех «числах» (III 1; VI 26). К смерти следует относиться с покорностью и подобающим уважением (IV 48; IX 3; XII 35–36). В связи со всем этим М. А. отдает дань излюбленной теме Эпиктета – «власти над представлениями», которые суть единственное, что «от нас зависит» (V 36; VIII 14; 28–29; IX 40; XII 33). Как и все стоики, М. А. заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели при­родные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек – стоическую, атомистическую и т. п., – он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6–7; XI 18; XII 14). «Теодицея» М. А. вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него (VI 41–42). Иногда у него проглядывает огрубленный интеллектуализм плато­нического толка – пороки суть следствие неведения (XI 18).

Поскольку главная этическая задача человека – совершенствование себя самого, «другой» остается для него «безразличным»: каждый сам отвечает за себя (VIII 56 ср. IV 39; VII 55). Правда, иногда М. А. советует вниматель­но относиться к тому, что происходит в чужой душе (II 6; 8) и формулирует императив иначе: быть человеколюбивым и справедливым не по обязан­ности, а из сердечного расположения (VII 13; IX 4–5). Но в любом случае как существа общественные, как разумные обитатели локального социума и всекосмического государства, управляемого «верным разумом» (II 11; 16; IX 9), люди созданы друг для друга (IV 3; VII 13; VIII 59), должны относить­ся друг к другу достойно, справедливо, доброжелательно, снисходительно, заботливо (III 11; VI 39; VII 23; VIII 61 и др.), и в первую очередь М. А. от­носит это требование к самому себе (VI 30). Тема заботы о всеобщем бла­ге (III 4; IV 17; V 1; VII 5) и космополитический пафос обретают особый смысл в устах повелителя мировой империи: «Город и отечество мне как Антонину – Рим, а как человеку – мир» (VI 44, ср. IV 4).

С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрица­тельном отношении к «пустому упрямству» христиан – XI 3) М. А. сближают призывы к гуманности (человеку свойственно «любить ближних», τὸ φιλεῖν τοὺς πλησίον – XI 1), к наблюдению за своей душой (II 8; 16), к осознанию слабости и греховности рода людского (III 4; V 5; IX 4; X 19). В обостренном личном отношении к божеству (бог видит душу человека в ее наготе – XII 2), в пессимизме, близком к трагической, но просветленной безысходности, вы­ражается характерное для Поздней Стои сочетание философствования с ин­тимным религиозным чувством. Человек – «душонка (ψυχάριον), труп несу­щая» (IV 11). Его «жизнь – миг, сущность ее текуча, ощущение – смутно... участь – неясна, слава – невнятна» (II 17 cp. III 10; V 33). Срок отпущен малый: каждое дело нужно делать как «последнее в жизни» (II 5, cp. 11). Не от человека зависит, сколько актов отведено ему сыграть на сцене жизни. И если уж настало время уйти – «уйди благостно (ἵλεως), как благостен и тот, кто тебя отпускает» (XII 36 – конец последней записи, cp. II 3).

Традиция. «Терапевтическое» морализирование М. А. очень близко к той завершительной форме, в которой учение Стои было лучше всего из­вестно в последующие эпохи. Однако текст с самого начала имел неболь­шое распространение и был известен гораздо хуже, чем сочинения Эпиктета. Правда, в 907 еп. Арефа Кесарийский сообщал митрополиту Гераклейскому Деметрию, что имеет книги М. А. (Scripta minora I p. 305 Westerink.). До наше­го времени дошла только одна рукопись полного текста (14 в.). Editio princeps Ксиландра появилось в Цюрихе (1559, переиздано с исправлениями в Базеле, 1568, и Лионе, 1626). До сих пор не потеряло значения греко-латинское из­дание Гатакера (Кембридж, 1652). Англ. перевод Казобона вышел в Лондоне двадцатью годами ранее (1633, 1635), франц. перевод Дасье – в 1691 (переиз­дан в 1969). После этого М. А. становится широко читаемым автором.

Текст:

  • The Meditations of the Emperor Marcus Antoninus. Ed. with transl. and comm. by A.S.L. Farquharson. Vol. 1–2. Oxf., 1944;
  • Kaiser Mark Aurel. Wege zu sich selbst. Hrsg. und übers. von W. Theiler. Z., 1951;
  • Marco Aurelio Antonino. Pensieri. Introd., note crit. e traduz. a cura di E. Pinto. Nap., 1968;
  • Ad se ipsum libri XII. Ed. J. Dalfen. Lpz., 1979.

Рус. пер.:

  • Размышления императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. Пер. Л.Д. Урусова. Тула, 1882;
  • К самому себе. Пер. П.Н. Краснова. СПб., 1895;
  • Наедине с собой. Размышления. Пер. С. Роговина. М., 1914 (Магнитогорск, 1994);
  • Размышления. Пер. А.К. Гаврилова. Л., 1985 (СПб., 19932).

Литература

  • Guirdanella Fusci G. La fi losofi a di Antonino in rapporto con la fi losofi a di Seneca, Musonio e Epitteto. Modica, 1904;
  • Laffont P. Les opinions politiques et sociales de Marc- Aurèle. Toulouse, 1913;
  • Görlitz W. Markus Aurelius. Kaiser und Philosoph. Lpz., 1936;
  • Neuenschwander H.R. Mark Aurels Beziehungen zu Seneca und Poseidonios. Bern; Stuttg., 1951;
  • Pesce D. Epicuro e Marco Aurelio. Due studi sulla saggezza antica. Fir., 1959;
  • Dalfen J. Formgeschichtliche Untersuchungen zu den Selbstbetrachtungen Marc Aurels. Münch., 1967;
  • Birley A. Marcus Aurelius. A Biography. N. Hav.; L., 1987;
  • Rutherford R.B. The Meditations of Marcus Aurelius. A study. Oxf., 1989;
  • Jakel S. Marcus Aurelius’ concept of Life. Turku, 1991; Fontaine F. Marc Aurèle. P., 1991;
  • Унт Я. «Размышления» Марка Аврелия как ли­тературный и философский памятник, – Марк Аврелий. Размышления. Л., 1985.

А. А. СТОЛЯРОВ